Жизнь в чистилище


Московский театр «Ведогонь» представил свою постановку «На дне».
Оригинальные декорации из стекла и ломаных геометрических фигур. Ничем не примечательные, подчеркнуто простые серые, черные, иногда белые наряды. Демонстрация персонажами не столько жестокости, сколько надрывной недоброты друг к другу.  Именно таким у режиссера, народного артиста России Александра Кузина получился спектакль по  одному из  самых знаменитых произведений Максима Горького «На  дне». В  конкурсное состязание Всероссийского театрального форума «Фестиваль фестивалей «У  Золотых ворот» вступил московский театр «Ведогонь».
Примечательно, что увидеть постановку великой пьесы про безрадостность и  безысходность жизни человеческого отребья, умного, порой философски настроенного и  потому прекрасно понимающего, что оно ‑ отребье, в  театр пришло очень много 17-20-летней молодежи. Я  поспрашивала, не  организованный ли это выход какого-либо учебного заведения, все уверяли, что поход в  театр - исключительно их личные порывы. Это, конечно, радует.
«На  дне» - очень непростая для  постановки пьеса. Она лишена яркости, смешливости, закрученных интриг ‑ всего того, чем легко зацепить зрителя. Это история образов, конкретных характеров и  судеб ‑ опустившихся, обреченных, горьких, сложных, грязных, часто разуверившихся и  в себе, и  в окружающих. Будто бы уже при  жизни попавших в  некое чистилище. Поэтому и  лаконичность антуража вполне оправдана, ведь здесь главные ‑ люди. Для  актеров такой ролевой материал, конечно, манна небесная.
Честно говоря, меня конкретно этот очень качественно созданный спектакль за  живое все-таки не  задел, хотя над  пьесой я когда-то даже поплакала. Увиденное зрелище показалось мне несколько скучноватым. Отчаяние, на  мой взгляд, выглядело недостаточно отчаянным, решимость на  поступки ‑ недостаточно решительной, а  утешения от  странника ‑ недостаточно утешительными. Порой даже какими-то слащавыми... Да  и переходы от  апатичного состояния к  истерикам и  скандалам у  артистов порой получались слишком уж надрывными. Как будто они чересчур стараются.
Тем не  менее поневоле при  просмотре все равно задаешься вопросами: а  мы-то сами как бы повели себя в  положении той же Василисы? или Васьки Пепла? или Клеща? Легко смотреть со  стороны и  осуждать озлобленного мужика за  то, что шпыняет умирающую и  так и  не увидевшую за  свою жизнь ничего хорошего жену. Но  ведь это же злость от  бессилия ‑ и  больше на  самого себя. Как не  злиться, если у  тебя даже на  похороны этой самой жены нет денег? А  Васька? Он, конечно, вор, прелюбодей и  бог знает кто еще, но  чем ему промышлять и  развлекаться - в  самом низу? Либо так, либо спиться, как соседи по  ночлежке. Ну а  Василиса, активно ненавидящая суетливого и  мелочного старого мужа? Все ее отличие от  прочих несчастных женщин в  подвале лишь в  том, что она живет в  относительном достатке. Но  кроме этого ‑ радости-то никакой. И  впереди ‑ сплошная безнадега. И  вот тот факт, что героев спектакля нам, зрителям, удается понимать, заставляет меня утверждать, что этот спектакль все-таки получился качественным.
К  тому же готова признать, что режиссеру и  актерам удалось ярко и  наглядно продемонстрировать, как обитатели горьковского «дна» похожи на  нас, современных жителей городов. С  нашей довольно четкой градацией по  статусам, частой «недобростью» в  общении, моральной усталостью и  задерганностью, перепадами настроения... Ведь и  мы можем наорать на  мать, мужа, соседа, не  дать родственнику денег взаймы. А  спустя пару минут ‑ от  всего сердца пожалеть совершенно постороннего человека. Или собаку. Или, скажем, убитого в  Бенгази американского посла. И  будем искренни во  всех своих ‑ как отрицательных, так и  добрых - порывах.
Я  не зря написала, что роли в  таких трагичных и  сильных с  литературной и  психологической стороны спектаклях ‑ манна небесная. Хорошему актеру тут есть где развернуться (даже по  большей части покойницкая роль Анны дает очень много простора для  исполнителя). Но  «недобрать» или «перебрать», низведя историю до  балагана, с  таким материалом тоже очень легко. «Ведогонь», безусловно, не  балаганит, отдаю ему в  этом должное. Это хорошая постановка с  хорошим исполнением. Но  бьющих через край эмоций лично мне не  хватило, хотя, казалось бы, вся пьеса состоит из  запредельных, часто жестких эмоций.
Музыкальное сопровождение спектакля ‑ музыка Исаака Шварца.
Фестиваль фестивалей «У Золотых ворот» продолжается. Ходите в театр и читайте новые рецензии и репортажи в «ВВ».

Ещё новости о событии:

Второй день конкурсной программы фестиваля «У Золотых ворот» миновал. Московский Ведогонь-театр показал, на что он способен.
23:10 20.09.2012 VladimirOnline.Ru - Владимир
Московский театр «Ведогонь» представил свою постановку «На дне». Оригинальные декорации из стекла и ломаных геометрических фигур.
21:08 20.09.2012 Владимирские Ведомости - Владимир
 
По теме
В канун всемирного Дня театра в рамках Содружества школьных театров города Коврова в Доме детского творчества прошел первый театральный фестиваль «Мельпомена в школьной форме».
Артисты Владимирского русского оркестра Александр Шапошников и Аста Кистените рассказали, почему ручной гармонике подвластны все жанры Жителей региона ждёт масштабное музыкальное событие.
27 миллионов за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области - ТК Наш Регион 33 За прошедшую неделю сотрудниками органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировано 57 преступлений, совершенных в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
ТК Наш Регион 33
В канун всемирного Дня театра в рамках Содружества школьных театров города Коврова в Доме детского творчества прошел первый театральный фестиваль «Мельпомена в школьной форме».
Управление образования