С 2005 года управление госзаказом идет за счет детальных процедур, неукоснительных требований и строгих правил. По замыслу идеологов, соблюдение директивных норм, доведенное до автоматизма и лишенное субъективного усмотрения, должно было дать устойчиво хорошие результаты и гарантированные победы. Устав «контрактной армии», состоящий из 44-ФЗ и десятков подзаконных актов, разросся до пределов вместимости человеческого мозга, а успех так и не пришел.
Процедура электронного аукциона заказчиками практически дискредитирована. По стоимости 40% аукционных контрактов заключены без конкуренции в 2016 году. Стоимость контрактов, заключенных заказчиками напрямую, без процедур отбора составила 1,313 трлн рублей, или 24% совокупного объема. Повсеместно доминируют крупные игроки: 80% бюджетных средств досталось 2,98% поставщиков. Иными словами, 8,8 тыс. хозяйствующих субъектов получили контрактов на 4,4 трлн рублей.
Нет успеха, не придет он и завтра, при переводе госзаказа на электронные конкурсы и каталог. Главная причина: не способна одерживать победы многотысячная толпа, которую по численности можно сравнить с армией, но по составу, внутреннему формированию, уровню профессиональной подготовки — никогда.
Самое слабое звено государственных закупок — заказчик, к нему обращена строгость процедур, требований и правил. Но, как показывают цифры, муштра не учит радеть за интересы страны, а при всей важности устава — не уставом воюют. Новая стратегия развития контрактной системы должна решить центральный вопрос развития контрактной системы — обеспечить модернизацию института заказчика.
Во-первых, количество заказчиков избыточно для небольших размеров отечественного госзаказа. Объем госзакупок составляет 5,5–6,3 трлн рублей, или €80–90 млрд. Для сравнения, госзаказ Германии — €280–360 млрдпо национальным расчетам, €400 млрд по расчетам ЕС и 30 тыс. заказчиков. Госзаказ Швеции: €68 млрд и 4 тыс. заказчиков. Заказ федерального правительства США: $430 млрд, и распоряжаются им 31 ведомство.
Во-вторых, многочисленные госзаказчики буквально распыляют бюджетные средства. В год заключается 3,5 млн контрактов, и связанное с этим огромное количество трансакций не поддается контролю. Дошло до того, что предлагается создать контрольную вертикаль и поставить контролеров над контролерами.
В-третьих, 80% заказчиков — маленькие бюджетополучатели, которые заключают в год в среднем восемь контрактов с ценой одного до 250 тыс. рублей. 45% денег они расходуют на оплату услуг коммунальной инфраструктуры, а остальные — на закупки стандартных товаров и услуг. Призвание большинства — учить, лечить, рисовать, хранить и выдавать книги, ставить спектакли. Для них соблюдение закупочных обязанностей и административные наказания — непосильное бремя, текучка в контрактных службах достигает 75%.
Страны упрощают подобные закупки. Сегодня за счет информационных технологий создаются централизованные государственные электронные магазины, у которых публичные организации напрямую заказывают стандартные рыночные товары и услуги.
И наконец, те из заказчиков, кто способен направить достаточные ресурсы на организацию снабжения государства и общества, должен управлять госзаказом профессионально. Заказчики нового формата доказывают право на закупки и подтверждают квалификацию. Здесь важно не столько соблюдение устава, сколько правильный выбор компонентов, «видов и родов» снабжения, организация высокотехнологичных бизнес-процессов с такими узловыми элементами, как автоматизация закупок, экстерриториальная информатизация, консолидация потребностей, финансово-экономические индикаторы, логистика, отраслевая специализация и региональная дистрибуция. Для государства XXI века ничего сверхсложного в этом нет.
Автор — руководитель проекта Центра стратегических разработок Ольга Анчишкина
По материалам портала iz.ru