Подарок миру. Сотрудница ВСМЗ - о находках и памятниках архитектуры

Исследование памятников и архитектурных ансамблей древнерусского зодчества Владимиро-Суздальской земли стало для неё делом всей жизни. Своими знаниями и открытиями она охотно делится с нами, ярко и интересно рассказывая в своих статьях и книгах о том, что сегодня стало национальным достоянием России.

Наше сегодняшнее интервью – с автором многих уникальных находок, заведующей сектором исследования памятников архитектуры Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Заслуженным работником культуры Российской Федерации - Татьяной Петровной Тимофеевом. Человеком, который знает о белом камне если и не всё, то больше многих.

Рукописи не горят

Мария Привалова, vlad.aif.ru: - Татьяна Петровна, в августе Ваш общий трудовой стаж достигнет отметки 40. Расскажите о том, как пришли в профессию?

Татьяна Тимофеева: Я всю жизнь училась с удовольствием. В школе была отличницей по всем предметам. После школы поступила на исторический факультет. Осенью 1975 года одновременно с учёбой в вузе пошла на курсы внештатных экскурсоводов. О них узнала, кажется, из газеты. Училась два года. Когда закончила первый год, стала водить экскурсии по Владимиру и Боголюбову. Помню, как это было нелегко, особенно в первое время. Не хватало свободы общения. Со временем, конечно, появился опыт, и всё стало получаться. Экскурсии доставляли удовольствие. Второй год курсов был по Суздалю и совпал с окончанием вуза. Летом 1977 года мне предложили перейти в штат Владимиро-Суздальского музея-заповедника, экскурсоводом. Через 3 года я перешла в архитектурный отдел и стала заниматься исследованием памятников архитектуры.

М.П.: - Иногда приятно вернуться к тому, с чего когда-то начинали. К чему Вы возвращаетесь с радостью?

Т.Т.: - С радостью провожу занятия для внештатных экскурсоводов. С радостью вспоминаю, как интересно было учиться на курсах, какие замечательные были преподаватели – научные сотрудники музея: Алевтина Павловна Смирнова, Лия Романовна Горелик, Василий Васильевич Петров. Это люди-легенды. До сих пор у меня хранятся конспекты Горелик.

М.П.: - В молодости, как ни старайся, не понять того, что открывается с опытом. Что открылось Вам с опытом?

Т.Т.: - Со временем укрепилась в мысли, что удаётся только то, что делаешь от души, с увлечением. И что работать надо широким ковшом, сразу на несколько тем, потому что всё в этом мире переплетается.

М.П.: - Расскажите о том, чем гордитесь особо?

Т.Т.: - Первое, что я сделала в музее – в течение первых двух лет собрала и оформила из разрозненных по разным местам камней и обломков так называемый лапидарий - коллекцию белого камня XII века и гипсовых слепков барельефов (дореволюционного времени). Это единственная в стране коллекция белого камня XII-XIII веков. На основании полученных данных я сделала несколько публикаций в журнале «Советская археология». В то время издать статьи в этом журнале было очень сложно. Белый камень познакомил меня с Георгием Карловичем Вагнером, крупнейшим исследователем белокаменной пластики, замечательным человеком, выдающимся учёным. Я была знакома с ним лично. Важно, что именно он «благословил» меня на статьи и публикации по белокаменной коллекции. Помимо этого, я собрала и исследовала Юрьевскую коллекцию камней.

Зарисовала и описала каждый камень. Потом я увлеклась исторической иконографией г. Владимира. Смогла найти единственное натурное изображение Золотых ворот до ремонта на одной довольно известной гравюре XVIII в. Из этого увлечения сначала получилось издание книги о Владимире в открытках, которую я назвала «Днесь светло красуется», и несколько статей в столичных изданиях (музейного сборника в то время ещё не было). Тогда же надолго погрузилась в тему церковных утрат, взаимоотношений «государство-церковь-музей», историю музея в первые десятилетия советской власти. Ещё одно моё пристрастие – архитектурно-градостроительная тема. По ней тоже написано немало. Почти о каждом белокаменном соборе написано по книге. К слову, я предложила более точную, аргументированную датировку Дмитриевского собора, которую приняли, хотя и не сразу. Сегодня публикуюсь в альманахе о Владимире «Старая столица», в сборниках разных конференций, здешних и столичных. Сделала немало экспозиций и выставок. Кроме того, много занималась разными темами исторического бытия Успенского собора, в результате чего получилась книга исследований. Вы знаете, я несколько раз была на крыше Успенского собора.

М.П.: - Ничего себе! Татьяна Петровна, ну и как там на крыше Успенского собора?

Т.Т.: - Как на крыше Успенского собора. А если серьёзно, то сейчас должна выйти моя книга об Успенском соборе в двух томах.

М.П.: - Когда идёшь по своему пути и тебе всё удается, будь уверен – ты идёшь в правильном направлении. Вы согласны с этим высказыванием?

Т.Т.: - Более того, тебе всегда откуда-то приходит помощь. Не замечали? У меня таких примеров очень много. Все они связаны с неожиданными находками. Например, долгое время я хотела получить описи Успенского собора. Они находились у исследователя А.В. Маштафарова, и он никак мне их не отдавал. Но они «пришли» ко мне другим путём - через наш отдел книжных фондов. Некая исследовательница работала с одной из книг нашего собрания, а взамен предложила эти описи. Подарок судьбы какой-то! Я так была счастлива. И таких примеров в моей работе очень много.

М.П.: - А вот интересно было бы посмотреть на 40 лет Вашей профессиональной деятельности в цифрах. Какое количество публикаций и книг вышло с Вашим участием?

Т.Т.: - Я посчитала. Статей - около 200, большая часть в разных научных изданиях, академических и краеведческих. Остальное – в популярных. Книг – с десяток или чуть больше («Днесь светло красуется», «По Муромской дороге», «Лежит в развалинах Твой храм», 2 альбома, 2 издания путеводителя (моего текста по половине), ещё 2 других путеводителя, «Золотые ворота», «Владимир известный и неизвестный», «Исследования по Успенскому собору»). Это не считая двух изданных сборников моих стихов (и 4-х неизданных) и не изданных в своё время книг о церкви Покрова и Дмитриевском соборе. Но как говорил Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - «Рукописи не горят!». Всему своё время. К археологическому семинару этого года я готовлю новую тему – она будет связана с именем археолога Н.Н. Воронина - его находки составляют большую часть моей белокаменной коллекции. «Дневники Н.Н. Воронина и владимирский лапидарий» - так будет называться доклад.

М.П.: - Татьяна Петровна, а откуда такая жажда научного поиска? Из детства?

Т.Т.: - Возможно. Очень хочется добраться до сути, столько всего есть интересного.

Мы приучились к чтению с детства...

М.П.: - Маленькая Таня, какая она была в детстве?

Т.Т.: - В детстве я очень любила лепить из пластилина. Лепила батальоны зверюшек. Увлекалась этим занятием лет до 12. Брат был ещё более изобретательный, очень многим увлекался. Вместе мы рисовали, сами делали настольные игры и картотеку нашей домашней библиотеки. У моего отца была довольно большая библиотека. Мы приучились к чтению с детства.

С 2,5 лет я начала шить. А научила меня соседская девочка, моя подружка Тамара. С тех пор я постоянно с иголкой в руках. Чего только себе и близким не сшила! Даже шуба была! Было время, увлекалась вязанием. Всё своими руками. Поэтому у меня никогда не было проблем с нарядами. А ещё очень любила шить игрушки из кусочков фетра. До сих пор в моём доме живёт зелёная мышка из детства. А остальные игрушки давно раздарила.

С детства люблю музыку. Окончила, между прочим, музыкальную школу. Дома у меня приличная коллекция пластинок. Есть проигрыватель. С удовольствием могу послушать старинную музыку - Альбинони, Баха, Генделя, Моцарта, многих других старых мастеров. Очень люблю орган.

М.П.: Спасибо вам за историю!

Комментарии

Генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника И.В. Конышев:

«Мне приятно, что в нашем коллективе работает такой увлеченный и неравнодушный человек, как Татьяна Петровна.

Профессионалов такого уровня в России можно пересчитать по пальцам. Татьяна Петровна, от имени всего коллектива поздравляю с красивой юбилейной датой. Мы Вами гордимся»!

Академик Российской академии художеств, доктор архитектуры, заслуженный работник культуры России С.В. Заграевский:

«О Татьяне Тимофеевой трудно говорить кратко, настолько широк круг ее профессиональных интересов и настолько значим ее след в российской науке и культуре. Прежде всего, она выдающийся историк архитектуры. Об этом я, как ее коллега, могу говорить с полной ответственностью и полным знанием дела. Да и достаточно просто почитать ее научные труды. И если кто-то во Владимире не понимает истинного масштаба фигуры Тимофеевой-ученого, то только потому, что нет пророка в своем отечестве. Татьяна Петровна ведь обладает исключительной скромностью, никогда не «рекламирует» и не «продвигает» ни свои открытия, ни свои глубочайшие познания по истории города Владимира и его памятников.

Эти познания формируют еще одну сторону ее научных интересов – краеведение. О своем родном городе и родной области Тимофеева-краевед знает буквально все, и, пожалуй, из ее краеведческих трудов впору составить новую «Историю города Владимира и его округи».

Тимофеева-музейный работник. Это еще одна сторона ее деятельности, и лучше всего ее характеризует то, что Татьяна Петровна проработала во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике столько лет. Кроме выполнения текущей музейно-выставочной работы, она хранит коллекцию белого камня, причем, как говорится, на чистом энтузиазме.

Ну и, конечно, Тимофеева-поэт. Автор нескольких стихотворных сборников, лауреат областных премий в области культуры, искусства и литературы. Я не являюсь профессиональным литературоведом, поэтому могу лишь сказать, что очень люблю ее стихи.

А в целом Татьяна Петровна – один из тех людей, на которых пока что держится наша страна».
 
По теме
фото предоставлены пресс-службой ВСМЗ 28 августа Владимиро-Суздальский музей-заповедник отметил 40-летие профессиональной деятельности заведующего сектором по изучению памятников архитектуры, историка владимирской архитектуры,
Артисты Владимирского русского оркестра Александр Шапошников и Аста Кистените рассказали, почему ручной гармонике подвластны все жанры Жителей региона ждёт масштабное музыкальное событие.
                             В 2024-ом   году  Россия отмечает масштабное  культурное  событие - .  225-летие со дня рождения (06.06) гения  русской словесности А.С.
Арден Л., Пятый дракон: [16+] - 2023.- 512с. О книге: Истинная причина ненависти Пятого Дракона куда страшнее, чем Аша предполагала.
Проект «Имя. Символ33» направлен на воспитание патриотизма и чувства гордости за свою малую Родину у молодежи Владимирской области.
Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и выкинул её труп с 9 этажа - Сетевое издание Владимирские новости Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и сбросил её труп с 9 этажа Следком по Владимирской области сообщает, что в регстолице завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве супруги.
Сетевое издание Владимирские новости
IMG-2a1997294813431b95c39e65fd5caf82-V - ЦБС Камешковского района  Сегодня центральная районная библиотека принимала учащихся  начальных  классов  СОШ №1 города Камешково.
ЦБС Камешковского района