Секретный узник суздальской обители

Лукьян Далматов, по всей видимости, был выходцем из среды провинциального духовенства. Николай Фролов

Его предки, скорее всего, происходили родом из села Далматово северной Архангельской губернии, расположенного в лесном краю между Каргополем и Вельском и доныне там существующего. В молодости, еще в царствование императрицы Екатерины II принявший иноческий постриг с именем Лаврентия, молодой монах проявил большие способности в богословии и церковной истории, в составлении проповедей и в риторическом искусстве.

Купцы-раскольники

Карьера по духовному ведомству иеромонаха Лаврентия ускорилась с началом воцарения нового государя Павла I. Сын Екатерины Великой, не любивший свою мать, вступив на престол, провел многочисленные кадровые перестановки, которые в итоге привели к переменам не только в кругу первых лиц в столице, но и в провинции. В 1796 году иеромонах Лаврентий (Далматов) был назначен настоятелем Успенского Трифонова монастыря в Вятке (первенствующей обители в Вятской епархии) с возведением в сан архимандрита и одновременно занял пост ректора Вятской духовной семинарии.

В новом качестве архимандрит Лаврентий зарекомендовал себя в качестве толкового администратора и красноречивого проповедника. Он навел порядок в Вятской семинарии, где до него зачастую хромала дисциплина как среди воспитанников, так и среди преподавателей. Особенно полюбило архимандрита вятское купечество, которое съезжалось по воскресным днем в Успенский монастырский собор послушать очередное назидательное слово отца ректора.

Однако, видимо, именно в Вятском крае архимандрит Лаврентий завязал постоянные контакты со старообрядцами. Часть староверов, не желая подвергаться практиковавшимся в ту пору репрессиям со стороны властей и ущемлениям в правах, стремились числиться православными, однако лишь формально. И тут поддержка влиятельного в масштабе епархии церковного деятеля для отвергавших реформы середины XVII столетия патриарха Никона вятчан (а среди них как раз было немало представителей купечества) была особенно важна. Раскольники показывались в исповедных росписях в качестве сторонников официального православия, но их истинные убеждения и вера при этом никак не менялись.

На остров Кий

В июне 1800 года архимандрит Лаврентий (Долматов) был перемещен на пост наместника ставропигиального Курского Знаменского Богородицкого монастыря – одной из наиболее крупных и почитаемых в густонаселенной Курской епархии, находившимся в непосредственном ведении Святейшего Синода.

Там отец Лаврентий продолжил свою успешную духовную карьеру. И на новом месте он быстро стал пользоваться уважением и признанием представителей различных сословий, в том числе местного купечества, которому особенно импонировало красноречие нового монастырского наместника. Но в Курской епархии архимандрит Лаврентий прослужил лишь чуть более двух лет. В 1803 году уже в царствование нового императора Александра I он был переведен в родную Архангельскую епархию на пост настоятеля Онежского Крестного монастыря.

Эта обитель находилась на поросшем сосняком скалистом острове Кий в Белом море примерно в полутора десятках верст от города Онеги. Монастырь там был основан в середине XVII столетии лично патриархом Никоном – инициатором расколовшей российское общество церковной реформы, который спасся на Кий-острове во время бушевавшей на море сильной бури. Патриарх Никон выстроил в островном монастыре каменные храмы и отыскал источник воды, который используется до сих пор – в XXI веке.

Арест и ссылка

Островная обитель с ее многочисленными архитектурными памятниками, церковными древностями и уникальным архивом представляла собой настоящий клад для исследователя. И архимандрит Лаврентий II (ранее там уже был настоятелем его тезка) оказался одним из первых, кто оценил значение Крестного монастыря для отечественной истории. Он написал первый труд о прошлом и настоящем обители на Кий-острове, который под названием «Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии монастыре» было напечатано в 1805 году в Москве и впервые познакомило широкие круги с этим удивительным уголком далекой северной российской окраины.

На русском севере старообрядцы-поморы традиционно имели сильные позиции. А от монастыря – оплота православия в Онеге, путь лежал не только в промысловые районы, но и морем заграницу. Вероятно, именно поэтому в пору начавшихся наполеоновских войн донос на архимандрита Лаврентия о его потворстве старообрядцам был столь болезненно воспринят в Петербурге. В 1806 году последовал синодальный указ об отрешении от настоятельства архимандрита «Онегского Крестнаго монастыря», взятии его под стражу и отправке в тюрьму при Суздальской Спасо-Евфимиевской обители «для содержания под строжайшим присмотром с арестантами».

Столь суровое наказание архимандрита Лаврентия можно объяснить нараставшей шпиономанией в верхах после проигранного Аустерлицкого сражения. Как известно, итогом этой шпиономании стали арест и ссылка нашего земляка госсекретаря Михаила Сперанского. Вероятно, властям мерещился заговор онежских старообрядцев во главе с самим архимандритом при участии заграничных эмиссаров, причем в условиях военного времени. Позже настрой власть предержащих изменился, но в пору набирающих обороты военных действий и Отечественной войны 1812 года в северной Пальмире совсем позабыли об упрятанном в суздальскую темницу на положении секретного узника опальном архимандрите. В отличие от того же Сперанского он так и не дождался свободы и реабилитации и скончался 25 июля 1814 года в своем узилище.

В тему:

Тихая смерть

Завершался солнечный июль славного в отечественной истории 1814 года.

Русские полки под прострелянными боевыми знаменами со славой возвращались домой из длительного заграничного похода. Разгромив прежде казавшуюся непобедимой наполеоновскую Францию и вступив в Париж, наши соотечественники подняли престиж России на небывалую высоту. Император Александр I, по выражению Пушкина, стал «царем царей» и фактически вершил судьбы Европы. Россияне, пережив грозу двенадцатого года, теперь наслаждалось плодами невиданной виктории.

Именно в эти судьбоносные дни архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря Мельхиседек направил владимирскому губернатору действительному статскому советнику Авдию Супоневу рапорт о том, что находившийся в тюрьме в данной обители архимандрит Лаврентий «волею Божией умре». Это прискорбное известие, видимо, не произвело на Его Превосходительство никакого впечатления, так как он был занят важными делами, в том числе подведением итогов деятельности владимирского ополчения и перепиской с великим поэтом Гете, интересовавшимся истоками древнерусской иконописи.

За бесконечными текущими заботами на общем фоне всероссийского подъема начальнику Владимирской губернии было не до печальной судьбы почившего в темнице безвестного узника. Рапорт настоятеля суздальской обители отправили в архив, а останки архимандрита Лаврентия тихо похоронили на арестантском монастырском кладбище.

Так завершилась судьба Лукьяна Далматова – бывшего настоятеля одного из самых северных монастырей в России, волею судьбы получившему вместо архиерейской мантии арестантское рубище и пожизненное пребывание в тесной камере-келье одной из самых мрачных и засекреченных тюрем Российской империи.

На фото:  Тюрьма в Суздальском Спасо-Евфимиевском монастыре

Николай Фролов

Этот материал написан специально для газеты "Призыв". Если он Вам понравился, поделитесь, пожалуйста, им в социальных сетях.

Show More
 
По теме
27 миллионов за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области - ТК Наш Регион 33 За прошедшую неделю сотрудниками органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировано 57 преступлений, совершенных в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
ТК Наш Регион 33
В канун всемирного Дня театра в рамках Содружества школьных театров города Коврова в Доме детского творчества прошел первый театральный фестиваль «Мельпомена в школьной форме».
Управление образования
Литературно-экологическое путешествие «Они такие разные, бывают и опасные» - Библиотеки города Александрова и Александровского района В рамках Недели детской и юношеской книги 27 марта в модельной библиотеке семейного чтения для детей из школьного лагеря состоялось литературно-экологическое путешествие «Они такие разные, бывают и опасные».
Библиотеки города Александрова и Александровского района