О ЧЕМ
Дэниэль Эспиноса ("Кейптаун", "Шальные деньги" и снятый с
российского проката "Номер 44") не скрывает, что вдохновился фильмом
"Чужой" и решил снять тоже что-нибудь этакое. Политкорректная команда
исследователей, копаясь в пробах веществ с Марса, обнаруживает живую
клетку. Воодушевившийся британский ученый Дери (Эрайон Бакаре) потирает
руки, предвкушая научный прорыв и становится найденышу (которого пока
что можно разглядеть только в микроскоп) практически отцом.
Быстрорастущий организм с помпой окрестили Кельвином. Кельвин оказался
зол (на попытки разбудить его разрядом тока вцепился в руку "папочки" и
едва не лишил его конечности), прожорлив и опасен: ежесекундно
увеличиваясь в размерах, он наводил ужас на членов экипажа, которые
поняли, что об их возвращении на Землю речи уже не идет, и единственная
их задача – не дать там оказаться космической твари. Предсказуемо
мрачный для этого жанра финал, впрочем, не безнадежно плосок и сух. Концовка выдержана в согласии с внутренней логикой фильма и насмешливо
закономерна, как сама жизнь.
ГДЕ МЫ ЭТО УЖЕ ВИДЕЛИ
Непривлекательная, но жуткая в своей хищности инопланетная форма жизни,
поедающая космонавтов одного за другим, – нехитрый сюжетный стержень,
пожалуй, практически всех фильмов о космосе. Но тут прототип назван –
"Чужой", где бесстрашная капитан Рипли красиво давала отпор мерзким
существам. Наша Катя (Ольга Дыховичная) рукою сценариста, плененного,
вероятно, стереотипами о русских женщинах или идеей о жертвенности как
основном женском качестве, в принципе, смело выходит в открытый космос,
покачиваясь на тросе с марсианской тварью наперевес, и сознательно из
него не возвращается, спасая тем самым оставшихся на корабле.
Экипаж
остается без капитана не так быстро, как можно было предположить: Кэт
стала второй, а не первой жертвой существа. Вспомним, кстати, что
Кельвин – имя в космических кругах не новое, так что привет "Солярису",
вольный или нет, можно полноправно передать.
Было бы неприлично забыть
родственника по имени "Гравитация" и Сандру Буллок, вдруг начавшую
рассказывать о своей земной жизни: каждому герою "Живого" тоже отведены
мини-монологи, дабы показать их человеческую природу и заодно выявить
слабые места, по которым вот-вот будет бить... не Кельвин, а сама смерть,
приходящая к каждому в форме его страхов. Для Миранды (Ребекка
Фергюсон) не так важно остаться живой, как не провалить миссию, поэтому
ей уготованы самые долгие предсмертные муки, но не от щупалец монстра, а
от осознания роковой ошибки; пилот Дэвид (Джейк Джилленхол) большую
часть времени проводит в невесомости и не хочет к "8 миллиардам
ублюдков", поэтому среди них, по иронии судьбы, и умрет.
ЧТО НОВОГО
Трудно сказать, за что здесь можно зацепиться взглядом и нутром –
ну не за слизняка же Кельвина, в самом деле. Порой кажется, что местом
действия космос выбран для красоты картинки и пущего масштаба. Положа
руку на сердце, необходимости уносить сюжет так далеко нет: с тем же
успехом прожорливое нечто можно было бы поселить на Землю – в замок или
дом.
Одержимые прогрессом и открытиями ученые восхищают спокойным
принятием того факта, что их жизнь ничего не стоит в сравнении с
возможностью научного открытия. Они вяло борются за возможность
просуществовать на корабле подольше, понимая, что единственная интрига
во всем этом действе – очередность попадания в пасть инородной твари. С
другой стороны, члены экипажа – люди, которым свойственен
"иррациональный страх", желание стать героем в глазах других и
уверенность в статусе венца творения.
Этот неплохо сделанный, но не
впечатляющий ни спецэффектами, ни сценарием триллер обошел
предшественников в идее: здесь речь не о могущественном и опасном
космосе, не о набившей оскомину людской уязвимости (нас может убить не
то что скользкий осьминог с Марса, а обычная бактерия), а о самой сути
жизни как таковой. Кельвин, по утверждению ученых, умен, но он не
ненавидит их и не хочет убивать, а просто борется за свое выживание.
Истреблять – заложенный в нем инстинкт (вопрос в том, зачем существу с
интеллектом осознанно истреблять все и вся, если ему не угрожают?).
Поэтому слизняк демонстрирует недюжинную логику, а еще с невероятной
быстротой увеличивается в размерах и мгновенно перемещается – именно это
позволяет ему уничтожать людей, которые, кажется, воспринимают такое положение вещей как
должное, по крайней мере со свойственным ученым рационализмом: да, у нас
есть оружие и отличный дорогущий корабль, мы смелы и отважны, но в
конце концов уйдем в ту тьму, из которой мы пришли. Да, не по своей
воле, но это не трагедия – такова бывает жизнь.
Источник: 33Live.Ru
24.03.2017 13:09