В сентябре во Владимирской областной филармонии пройдет Всероссийский конкурс исполнителей романса. Главный приз - 70 тысяч рублей. Подготовка к этому масштабному мероприятию, по словам художественного руководителя филармонии Анатолия Антонова, уже началась. А пока публика встречала лауреата самого первого в истории конкурса романсов, учрежденного Министерством культуры России.
- Надир, можно ли сказать, что конкурс 1995 года открыл вас как исполнителя романсов?
- Это был очень значимый конкурс для всех абсолютно, конкурс памяти Николая Жемчужного, народного артиста, принимавшего участие в съемках фильмов «Мой ласковый и нежный зверь», «Табор уходит в небо». Он 30 лет проработал во Владимирской филармонии, именно поэтому конкурс проходил здесь. Стать лауреатом самого первого конкурса очень престижно. Теперь я и сам являюсь организатором многочисленных конкурсов романса по всей стране.
- После конкурса памяти Жемчужного романс «зашагал по стране». Почему раньше не признавали этот жанр?
- Я стал не только исполнителем романса, но и своего рода теоретиком. Меня заинтересовала история этого жанра. В императорской России к нему относились несколько свысока, а в советской и вовсе считали несерьезным жанром. Шаляпин стыдился петь русские романсы, «Очи черные» он только за границей записал. Известно, что в 30-х годах романсы мещанский, белогвардейский были и вовсе под строгим запретом.
- В 2004 году у вас вышла книга «Боги сцены российской империи»...
- Да, это огромный труд весом в полкило, книга была выпущена при поддержке правительства Москвы. В ней рассказывается о звездах вокала императорской России. Одна из частей посвящена солистам Большого театра, Мариинской оперы, другая - звездам эстрады, а третья - иностранным гастролерам, оставившим заметный след в истории культуры нашей страны - итальянцам, французам. Я вообще коллекционер, собираю автографы, записи голосов, фотографии, почтовые открытки. На своих концертах я часто представляю свою богатую коллекцию.
- Ваш сценический костюм тоже раритет?
- Когда в военно-исторической ассоциации вы так скажете, то вы их обидите. Это не сценический костюм, это мундир Гродненского гусарского полка 1809 года, точная копия, сделанная по выкройкам с Бородинской панорамы. Вот только гитара у меня не русская, инструмент американский. С ним проще работать.
- Как вам удается так углубиться в историю жанра?
- В библиотеке имени Ленина я много времени проводил раньше, много месяцев ходил туда, как на работу. Сейчас стало легче, дореволюционные издания и мемуары появились в Сети. Много всего интересного в Интернете. Не нужно часами сидеть в библиотеке.
- Но это же особая атмосфера....
- Безусловно. И еще замечу, что в Интернете выложено только то, на что есть спрос. Многих вещей там нет. Например, ноты графа Комаровского я нашел там, но с автографом они были только в архиве библиотеки.
- Ваш сольный концерт во Владимире, прошедший под аккомпанемент Русского оркестра народных инструментов, был посвящен генералам 1812 года. Вопрос к профессионалу жанра: приедете ли к нам на конкурс романса в сентябре?
- Возможно, если напряженный график позволит. У меня очень много своих проектов, в которые я вдохнул жизнь, в том числе благодаря этому конкурсу.
Источник: Владимирские Ведомости
18.04.2013 00:00