Промотанное наследство купца Кольчугина

Фото: www.vedom.ru
Фото: Наталья Ларина Комитет общественных связей и СМИ АВО в этом году придумал цикл пресс-туров по городам и районам области под названием «Владимирскими проселками».

Цель — отчасти просветительская (через публикации в областных и районных СМИ рассказать всем жителям области о достопримечательностях и сегодняшнем дне отдельных территорий области), отчасти... Ну, скажем так, эта цель - нести эффект плацебо. Мол, несмотря на трудности, мы твердой поступью...

С точки зрения пропаганды так и положено — выдавать нужду за добродетель. Но название проекта - это прямая аллюзия с творчеством честного, не прятавшегося от горькой правды писателя Солоухина. На прошлой неделе мы отправились «Владимирскими проселками» в Кольчугинский район. Принимающая сторона старалась показать все самое лучшее. Мы ценим и уважаем их труд, волю и достижения. Но вопросы все равно остались - и не все удобные...

Было и стало

Вот, например: известно, что город (с 1931 года) Кольчугино возник в 70-х годах XIX века как поселок при двух заводах. Оба принадлежали московскому купцу Александру Григорьевичу Кольчугину. Заводы были медерасковочный и проволочный. Затем потребовалась железная дорога, самая эффективная на то время транспортная инфраструктура. Позже, на рубеже позапрошлого и прошлого веков, в Кольчугино стали делать весьма ходовые товары народного потребления — самовары.

И тут у нас первый вопрос: почему в XIX веке купцу второй гильдии Кольчугнину выгодно было инвестировать в отечественную экономику (и еще строить дома для инженеров и общежития для рабочих)? Почему он не выводил капиталы за рубеж? Почему не прятал их в офшорах? Почему не проматывал в «Яре» с цыганами или с профурсетками в Ницце?

Далее: при Советской власти что было в Кольчугино? Первое в СССР производство дюралюминия (сплав алюминия с никелем, медью и другими компонентами). Что такое дюраль? Это абсолютно необходимая вещь для того, чтобы страна имела современную авиацию, в том числе военную. Отсюда второй вопрос: почему СССР в ХХ веке были нужны дюраль и авиация, а России в XXI веке - нет?

Советский аналог дюралюминия назывался кольчугалюминием! Да, если «международный» дюраль назван в честь немецкого города Дюрена, где его создали, а кольчугалюминий — это в честь города Кольчугино! В 1922 году, когда в стране была разруха, голод и другие последствия гражданской войны, Россия уже думала о собственной металлургической и авиастроительной базе. На базе Кольчугинского завода цветных металлов («Кольчугцветмет») был получен кольчугалюминий, по качеству и эксплуатационным свойствам не уступавший немецкому дюралю. Еще вопрос: что было бы с СССР, если бы власти страны вкладывали деньги в роскошь и ненужные понты, а не в производственную базу? Чем и на чем бы мы воевали с фашистами?

Кольчугино появилось на свет, росло и развивалось только и исключительно благодаря своей уникальной заводской мощи.

А что сегодня? Сегодня Кольчугино — моногород. Почти вся его производственная база — это АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» УГМК-холдинга. «Историческое» объединение двух заводов (кабельный и «Кольчугцветмет») случилось в мае 2017 года.

Экскурсия председателя местного отделения областного Союза краеведов Татьяны Харитоновой шла с лейтмотивом: Кольчугино — это город, куда надо обязательно приехать и узнать о нем больше. Это точно. Узнать, например, хочется следующее: отчего в Кольчугино исчез металлопрокат, чем кольчугинцы всегда по праву гордились? Отчего не используются и почти забыты уникальные профессиональные навыки местных инженеров и рабочих? Почему тысячи кольчугинцев, не имея дома хорошей работы и достойного заработка, едут, как крестьяне-отходники, за длинным рублем в Москву?

А ведь что такое отхожий промысел?

Во-первых, это массовое превращение инженерного и рабочего состава — элиты любой индустриальной державы — в непроизводительную прислугу: охранников, сторожей, грузчиков. А трудовая миграция педагогов и медиков — это качественное ослабление кольчугинских образования и здравоохранения. Следовательно, это конец Кольчугино как индустриального центра и превращение его в моногород со всеми вытекающими рисками и негативными последствиями, со скукоженной и уязвимой от обстоятельств судьбой.

Во-вторых, это деградация общего уровня населения. Правило таково: город, где востребованы инженеры и высококлассные рабочие, разительно отличается в лучшую сторону от деиндустриализированного населенного пункта во всем: и по насыщенности интеллектуальной и культурной жизни, и по уровню образования и медицины, и по степени свободы духа. И, кстати, в индустриальных городах значительно выше запрос на качественное управление своим населенным пунктом, требования к уровню власти.

Третье: «отхожий промысел» катастрофически бьет по местному бюджету. Смотрите: тысячи человек работают в Москве и там платят налоги. А вся социальная нагрузка (образование, медицина, соцобеспечение) лежит на местном бюджете. Который налогами от «отходников» не наполняется.

«Отхожий промысел» создает и колоссальные социально-демографические проблемы: распад семей, фактическая «безотцовщина», повышенный уровень подростковой неустроенности, беспризорщины, преступности, алкоголизации и наркомании. И это — не говоря уже о «просто» стрессах, ЗППП и прочем.

Я ни в коем случае не хочу обидеть ни кольчугинцев, ни жителей других «подмосковных» районов. Они живут и выживают как могут в существующих обстоятельствах. Их, скорее, надо благодарить, что они пытаются что-то сделать даже в этих сложнейших условиях.

И у меня нет готовых рецептов преломления ситуации к лучшему. Почти единственное, что я могу сделать — ставить вопросы.

Моногород ставит на туризм?

Итак, что делать промышленному городу, почти лишившемуся промышленности? В Кольчугино — и он не исключение — ставят на туризм.

Будь мы баснописцами, мы бы написали: «Творческий и крепкий кольчугинский характер позволил жителям найти новые точки роста в новое время».

На самом деле это полная чушь.

Во-первых, если все, кто ранее производил добавочную стоимость, а сейчас позакрывался, будут «ставить на туризм», кто будет этими туристами? На какие шиши неработающие люди деиндустриализированной страны поедут по «владимирским проселкам»? 10 миллионов офисного планктона, сидящего «на трубе», ринутся в Кольчугино? Не смешите. Их направление — запад и юг, а уж никак не Кольчугино или там Вязники.

Во-вторых... Да, на крупных предприятиях принимают туристические группы. Индустриальный туризм интересен. Но вряд ли конвейер завода «Вольво» в Гетеборге строился для туристов. Его назначение — делать машины и оборудование. А туристы — приятный, но крохотный бонус к основному производству.

Честь и хвала оставшемуся в Кольчугино предприятию. Оно и сегодня дает 60-процентный вклад в экономику района. Но кому было бы плохо, если бы таких предприятий было больше одного? Если бы десятки тысяч кольчугинцев могли работать, зарабатывать, тратить деньги и платить налоги на своей малой родине? Кто бы от этого проиграл?

Спросили главу района Владимира Харитонова, как он отнесся к тому, что «Кольчугцветмета» больше нет в городе. Харитонов признался: он был взволнован вестью о реорганизации «Кольчугцветмета». Ведь на заводе когда-то работало 17 тысяч человек! И каких! Уникальных управленцев, инженеров, технологов, специалистов. Харитонов дипломатично сказал, что инвестиции, которые пошли в объединенную производственную площадку, дают уверенность в завтрашнем дне завода.

А города? Почему шесть управленцев администрации района, обучаясь в Сколково по программе развития моногородов, вынесли оттуда мысль, даже защитили в Правительстве России программу, даже доказали (!), что источником будущего развития города будет туризм? То есть в Кольчугино, в Сколково и в Правительстве РФ вопрос о реиндустриализации города уже даже не ставится? То есть стране не нужна продукция машиностроения, металлообработка, наукоемкие и с высокой добавочной стоимостью товары? Простите, но станок по производству метизов или инструментальный цех по изготовлению гаечных ключей, размещенные на сотнях метрах пустующих производственных площадей, были бы для моногорода в сто раз полезнее, чем утопическая «ставка на туризм». Она сработает в Суздале — но не в Кольчугино.

Еще о туризме

Я не против развития туризма. Но, во-первых, оно не должно подменять индустриального развития. Во-вторых, создание туристической инфраструктуры — штука затратная. Инвестиции окупаются долго, и не факт, что окупятся.

Харитонова спросили: как город собирается принимать потоки туристов, если на узких улочках Кольчугино экскурсионному автобусу даже трудно развернуться? Вот уровень ответа: мол, в итальянском Бари старые улочки настолько узкие, что по ним вообще не проедешь. А туристов - множество.

Да, но где Бари, а где — Кольчугино? Или в Кольчугино уже есть Адриатика с ее пляжами? Или мощи Николая Чудотворца, поклониться которым (только за этим!) едут ежегодно 2,5 миллиона христиан? Уже есть такая же развитая транспортная, отельная, ресторанная и прочая сеть? Есть сопоставимый с Апулией (область, столицей которой является Бари) объем ВРП в 70 миллиардов евро?

Производство, производство и еще раз производство! Крупное, среднее, мелкое, промышленное, аграрное - любое! Только это дает местному сообществу уверенность в завтрашнем дне, а бюджету — налоги, на которые можно развивать «надстроечные» хотелки: дороги, социалку, благоустройство. Без производства любые сколковские мечты останутся лишь воздушными замками.

В развитие инфраструктуры в Кольчугино записывают программу формирования комфортной городской среды (но добавляют, что «многое еще предстоит сделать»). Так это не для туристов — это для самих жителей: дворы благоустроить, лавочки поставить, парки разбить. Урны понавтыкать, черт возьми, чтобы было куда окурок или фантик бросить!

По проекту «5 шагов благоустройства» после совета с горожанами решено оборудовать лыжероллерную трассу с тиром-стрельбищем для пневмобиатлона на стадионе «Кабельщик». Допустим... Сколько-то спортсменов приедет, в городе поживет, соревнования проведут. Но сделает ли это городу кассу?

Но пока что планов громадье - и лишь в проектах. Только на следующий год есть план (!) взяться за обновление Дворца культуры (до революции этот старейший в губернии Народный дом исправно работал и регулярно ремонтировался, иначе б не простоял 115 лет). Нет в городе и краеведческого музея. Но уже решено, что будет! И тогда держись, Бари?..

Мастера искусств в картинной галерее

Чем страннее местные идеи насчет светлого будущего, тем большего уважения заслуживают люди, которые в Кольчугино заняты реальным делом.

Вот, например, редчайший для наших райцентров феномен – муниципальная картинная галерея. Да, творческих людей в Кольчугино много. Они здесь выставляются. Проводят различные мастер-классы, в том числе - по росписи шелковых тканей. Роспись по шелку - это одна из успешных «фишек» Кольчугино, тут созданы и работают несколько таких мастерских.

Или вот тумановская роспись, названная в честь мастера Елены Тумановой. По образованию архитектор, она уже 30 лет развивает авторское направление в декоративном искусстве. Пишет Туманова гуашью, акварелью, золотой акриловой краской, и опыт архитектора-дизайнера придает декоративным тарелкам Тумановой композиционное совершенство.

Есть люди дела и в селах района. В гостевом подворье «Сергиева заводь» москвич Сергей Трушин развивает свое удивительное хозяйство. На шести гектарах у него собственно заводь и много объектов для отдыха и развлечений вокруг: гостевые дома, конюшня, кузница, баня, мини-зоопарк. Плюс ферма, где и овощи, и молоко, и другие продукты для гостей и хозяев — высокого качества. Плюс - новая сыроварня.

Молодец Трушин, он нашел и свою нишу, и свою клиентуру (по большей части гости из Москвы). Но положа руку на сердце: разве десятки, а не сотни и тысячи таких предпринимателей должны быть в каждом из наших районов?

Тогда и с Бари можем тягаться...

Еще удачный опыт - у поселка Раздолье работает конно-спортивный клуб «Иго-гоша». Конюшня с лошадьми разных пород, выведенных в ходе кропотливой племенной работы, школа классической верховой езды. Разводят здесь лошадей тракененской, донской и буденновской пород.

И вновь на заводы

Но повторю: милые фермы и заводи, шелковая роспись и декоративные тарелки (даже коммерчески успешные) — это всего лишь приятный бонус в дополнение к серьезной производственной базе, которой когда-то обладал — и должен обладать — такой город, как Кольчугино.

Посещение цеха АО «Электрокабель» Кольчугинский завод» произвело впечатление. Качественная продукция мирового уровня. Широкая номенклатура. Классные специалисты. Современное оборудование. Увы, не наше, итальянское (кстати, ставят ли в пресловутом Бари российские станки?).

Высокая степень автоматизации, большой уровень добавленной стоимости, возможности современных технологий позволяют заводу не нуждаться в былой штатной численности. Однако жителей в Кольчугино не стало меньше, чем 30-50 лет назад. Надо где-то работать и остальным. Значит, таких производств, пусть малочисленных, но высокоэффективных, в городе должно быть не один-два, а десятки!

В репортаже о Кольчугино нельзя не сказать о фабрике «АргентА». Это одно из современных предприятий, возникших в орбите кольчугинской цветной металлургии. «АргентА» из сплава серебра и меди выпускает удивительные вещи: столовые приборы, посуду, сувениры, знаменитые кольчугинские подстаканники, а в сотрудничестве с Питерским Императорским фарфоровым заводом — фарфор в серебряном обрамлении.

И вот вновь — на производстве работают 300 человек. Им, их рукам и таланту — честь и хвала. Но это — произведения искусства, по сути, штучный товар. Они создают славу городу, тешат самолюбие и потакают тонкому вкусу группы ценителей. Но это не массовое производство, «делающее» экономику. Французские гобеленовые и мебельные мануфактуры выпускали прекрасные вещи ручной работы и высокой ценности. Но «мастерской мира» (и владычицей морей, и мировым экономическим лидером, и т.д.) стала фабричная Британия, где делали не только эксклюзивные штучки, но и наладили массовое производство и сбыт.

Только так становятся богатыми.

Сергей ПАВЛОВ.

 
По теме
 
Солдатский православный хор, Арсаки - Уездный город А 12 июня мы праздновали День России. Наш район подверстал под дату ежегодный фестиваль народного творчества «Александровские родники».
22.07.2018
 
Людмила Николаевна Суворина - Уездный город А 25 марта отмечается день работников культуры России. Накануне праздника мы встретились с Людмилой Николаевной Сувориной, председателем комитета по культуре при администрации города, чтобы поговорить о том,
21.07.2018
 
Описание изображения - Murom.Ru СВЕТЛАНА ОРЛОВА: «СВЕТОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОНТАН СТАНЕТ ПРЕКРАСНЫМ ПОДАРКОМ КО ДНЮ ГОРОДА ВЛАДИМИРА»   18 июля Губернатор Светлана Орлова провела рабочее совещание по вопросу строительства светомузыкального фонтана в столице Вл
21.07.2018
Сегодня, 20 июля, в Твери Владимирский русский оркестр под управлением Анатолия Антонова и солист областной филармонии Андрей Романов примут участие в концерте-посвящении Андрею Дементьеву «И всё-таки жизнь прекрасна,
21.07.2018
 
Житель Собинки убил свою 43-летнюю сожительницу поленом. Суд назначил 30-летнему Виктору Лукашкину наказание в виде 11 лет и 2 месяцев лишения свободды с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
20.07.2018 Молва
Солдатский православный хор, Арсаки - Уездный город А 12 июня мы праздновали День России. Наш район подверстал под дату ежегодный фестиваль народного творчества «Александровские родники».
22.07.2018 Уездный город А
25 марта отмечается день работников культуры России. Накануне праздника мы встретились с Людмилой Николаевной Сувориной, председателем комитета по культуре при администрации города, чтобы поговорить о том,
21.07.2018 Уездный город А
20 июля 2018 года на городском озере в городе Гусь-Хрустальный проводился лично-командный чемпионат УМВД России по Владимирской области по плаванию, посвященный памяти сотрудников органов внутренних дел,
21.07.2018 УМВД по Владимирской области
Спортсмены из Александрова стали победителями первенства Владимирской области по баскетболу, боксеры из АПГТ добыли три золотые и одну серебряную медали в Электростали,
20.07.2018 Уездный город А
из архива Pro Город Администрация рекомендует заранее планировать маршруты С 21 июля на время проведения второго этапа работ по реконструкции тепловой сети будет частично ограничено движение всех видов транспорта по ул.
20.07.2018 Progorod33.Ru