В Москве подходят к завершению курсы повышения квалификации «Современные проблемы исламского богословия»

В Москве подходят к завершению курсы повышения квалификации «Современные проблемы исламского богословия»
20171023 104705
1508748199 4
20171025 103335
20171024 092322
2017-10-25 LS
2017-10-27 Islam Zaripov
Фото: vladmuslim.ru

С 22 по 31 октября в Москве проходят курсы повышения квалификации «Современные проблемы исламского богословия».
В понедельник, 23 октября, курсы открыл первый зампред ДУМ РФ, ректор Московского исламского института (МИИ) Дамир Мухетдинов. Он передал участникам курсовых занятий приветствие и добрые пожелания лидера российских мусульман председателя ДУМ РФ и СМР муфтия шейха Равиля Гайнутдина.

Слушатели курсов, а их более 100 человек, представляют централизованные мусульманские религиозные организации и общины практически всех регионов РФ. Среди участников также представлена делегация от Духовного управления мусульман Владимирской области.

Лекторы – ведущие историки, политологи, исламоведы и богословы. Среди преподавателей курсов немало представителей Московского исламского института.

В своей лекции первый зампред ДУМ РФ подробно остановился на современном состоянии ислама в Российской Федерации. Он рассказал о деятельности Духовного управления мусульман Российской Федерации, о поступательном выстраивании диалога с властями, а также о важнейших достижениях в рамках этого диалога, к числу которых относится передача земли в пользование ведущему исламскому вузу России – Московскому исламскому институту – сроком на 49 лет.

Дамир Мухетдинов призвал региональных руководителей мусульманских структур активнее сотрудничать с ДУМ РФ – сообщать о достижениях и проблемах. Он отметил, что лидер российских мусульман - Равиль Гайнутдин оказывает постоянную поддержку всем региональным мусульманским подразделениям России, отстаивает права мусульман, обращаясь в необходимых случаях к руководителям государства и региональному руководству.

В своей лекции Дамир Мухетдинов совершил «экскурс» в историю государственно-конфессиональных отношений в различные периоды существования централизованного государства на территории России – в эпоху Золотой Орды, Российской империи, Советского Союза. Для многих слушателей настоящим открытием стала информация о том, что в Государственной думе царской России были достаточно широко представлены мусульмане. Существовала мусульманская партия, которая отстаивала права мусульман. Позже в эпоху безбожия и гонения на веру немало мусульманских лидеров приняли мученическую смерть – были расстреляны или умерли в лагерях, но не отказались от своих идеалов и не предали их, не предали свою веру в обмен на эфемерные «блага».

Религиозный деятель призвал нынешних руководителей ЦРО и мусульманских общин проявлять терпение и стойкость в вере, работать на благо уммы, и, конечно, всемерно стремиться к получению знаний, к чему призывает Священный Коран.

23 октября на курсах были представлены лекции декана дневного отделения МИИ Гульфии Юнысовны Хабибуллиной, председателя Совета улемов ДУМ Нижегородской области Мунира-хазрат Беюсова и Марата Хайретдинова.

Марат Хайретдинов рассказал о современном состоянии исламского богословия, подчеркнув, что «Ислам прогрессивно развивающаяся религия, которая дает исчерпывающий ответ на все вызовы нашего времени. Ислам – универсален. Не надо думать, что это религия 7 века нашей эры. Люди, которые ратуют за полный возврат к прошлому, могут дойти до абсурда. В Ливии, например, «возрождено» рабство, появились невольничьи рынки. А мы прекрасно знаем, что, хотя, рабство во времена Пророка и существовало, пророк Мухаммад освобождал рабов сам и призывал к этому других».

Лекция кандидата педагогических наук Гульфии ханум Хабибуллиной была посвящена нормативному, коммуникативному и этическому аспектам речевой культуры имам-хатыба. «Мое сегодняшнее занятие направлено в первую очередь на те вопросы, которые связаны с подготовкой пятничной проповеди имамом, либо те, что возникают при осуществлении перевода старинных летописей или Корана на современный русский язык. Об актуальности этих тем, говорить, наверное, излишне. Ведь для любого имама – пятничная проповедь – одно из важнейших направлений его духовного служения. Очень отрадно, что на лекции шел «взаимообмен» - я отвечала на вопросы аудитории, а слушатели давали комментарии. Ведь большая часть из них имамы из разных регионов»- рассказала Гульфия ханум.

Мунир Беюсов посвятил свою лекцию теме определения правоверия (ахлю сунна валь джамма) в различных богословских школах. Комментируя итоги своей лекции-беседы Мунир хазрат сказал: «Мы сегодня говорили о том, что нынешние мусульмане должны руководствоваться классическими понятиями в Исламе, не впадая в крайности. Для нас мусульман все комментарии сподвижников Пророка (Мир Ему) относительно качеств Всевышнего, комментарии праведных ученых, которые жили до нас, являются авторитетными, и мы за ними должны следовать. К, сожалению, в наши дни очень много радикальных групп, которые причисляют себя к ахлю сунна валь джамма, при этом, являясь по сути сектантами, вводящими людей в заблуждение. С другой стороны, есть и иная проблема. Многие люди, в силу своего невежества, начинают обвинять другие группы мусульман в неверии. Не нужно вешать «ярлыки», огульно обвинять. Иногда – даже доходит до рукоприкладства, что абсолютно недопустимо. Нужно разъяснять. Традиционная школа придерживается мнения, что даже, несмотря на то, что человек совершает грехи, например, употребляет алкоголь, - он остается мусульманином. Мы как его братья по вере должны наставлять его на праведный путь, но не оскорблять и не унижать. Это важно – для аудитории. Ведь – это имамы из разных республик, разных регионов. Надо понимать, что среди наших прихожан немало бывших «советских» граждан, которых стремились долгое время «отлучить» от веры. Наш Пророк Мухаммад никогда не оскорблял людей. На нем лежала миссия донести до всех свет истинной веры»
24 октября одной из важнейших тем стал вопрос современного состояния исламского богословия. Заместитель председателя ДУМ РФ по вопросам образования, науки и культуры, кандидат исторических наук Дамир Хайретдинов подчеркнул: «Священный Коран – это послание. Это обращение к каждому человеку и вообще ко всем творениям, которые имеют разум. Большая часть этого Священного Писания посвящена мудрости и предостережению от дурных деяний – тех, что совершали народы в доисламскую эпоху – идолопоклонство, убийство, воровство...». Комментируя итоги лекции, Дамир Хайретдинов сказал: «Сегодня российские мусульмане вносят свою лепту в активное развитие мусульманского богословия в соответствии с тенденциями нашего времени. Во время лекции мы рассмотрели и такой актуальный вопрос как наличие «мифов» и «легенд», которые попали «внутрь» богословской науки. Это во многом связано с трудами средневековых богословов и часто имеет место быть в тафсирах и подобных им трудах. Эти «легенды», как правило, недоказуемы». Немало вопросов было задано аудиторией относительно «взаимоотношений» мусульман и представителей иных религиозных культур. Было отмечено – первые мусульмане совершенно не боялись столкновений с «иными цивилизациями» - древними языческими. Они смело несли в жизнь единобожие. Современные мусульмане должны – быть примером для всех граждан своей страны. Эта та обязанность, которая возложена на мусульманскую умму в Священном Коране».

Лекция председателя Совета улемов ДУМ Нижегородской области Мунира Беюсова была посвящена обзору современных тафсиров. «Тафсиры – это те переводы Священного Корана, благодаря которым мы понимаем его величайший смысл. Коран дает нам возможность находить правовые решения и познавать мудрость. Если мы не черпаем мудрость из Корана, не берем оттуда полезные примеры, то каков тогда для нас смысл чтения Священного Писания? Тафсир - преследует три цели. Первое – правильное понимание Корана – так, как его понимали сахабы – сподвижники Пророка. Второе умение извлекать из Корана – верные решения, доказательства, получать ответы на вопросы. Коран – это первоисточник знаний. Третье – это «извлечение» мудрости из Корана» - отметил Мунир хазрат.
Зиля Агзамовна Имамутдинова – декан МИИ, кандидат искусствоведческих наук, провела «музыкальное» занятие «Искусство ислама с позиций Халяль и Харам». Музыкальное творчество, связанное с Иламом имеет широчайший диапазон – от старинных нашидов и муннаджатов различных народов, исповедующих ислам, - до современных рэп-композиций на исламскую тематику. Слушатели были вовлечены в оживленную дискуссию: «Что считать «исламским искусством», а что таковым не является?».

25 октября лекцию «Приоритетные направления развития современного фикха» прочитал один из крупнейших российских специалистов по исламскому праву, доктор юридических наук, профессор ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН (ИГП РАН), заместитель председателя диссертационного совета при ИГП РАН, профессор Высшей школы экономики, член экспертного совета МВД РФ, Леонид Рудольфович Сюкияйнен.

Он дал свое видение развития такой важной отрасли исламского знания как фикх, подчеркнув, что: «Исламская мысль понимает фикх как знание правил внешнего поведения на основе изучения их источников либо как науку об «извлекаемых» из этих источников нормах или оценках поступков человека. Природу фикха полнее раскрывает более широкое его определение, данное великим исламским ученым Ибн-Хальдуном (1332–1406): «Фикх – это знание ниспосланных Великим Аллахом правил, которые оценивают поступки всех тех, кто должен подчиняться этим заповедям, как обязательные, осуждаемые, поощряемые, запрещаемые или дозволенные. Указанные правила получаются из Писания (т. е. Корана), сунны или иных источников, которые для распознавания этих норм установил Законодатель (т. е. Аллах). Извлеченные из таких источников нормы также называются фикхом». Важное внимание профессор Сюкияйнен уделил иджтихаду. Он отметил: «Не следует также забывать, что сформулированные в рамках иджтихада нормы и оценки исламская мысль теоретически считает «извлеченными» из шариата. Ведь они должны следовать его общей направленности, служить его целям и не противоречить его точным положениям, а главное, являются результатом использования таких приемов, которые, хотя логически и обоснованы фикхом, но в конечном счете, по убеждению мусульманских ученых, изначально установлены Аллахом, т. е. уже заранее предусмотрены шариатом. Показательно, что указанные правила, как и содержащиеся непосредственно в Коране и сунне нормы, исламская традиция называет шариатскими».

Леонид Сюкияйнен рассказал о своей встрече с известным исламским богословом из Египта, президентом Международного союза мусульманских учёных Юсуфом аль-Карадави, в Объединенных Арабских эмиратах – в Абу Даби. И привел слова этого авторитетного специалиста: «Я очень строг в принципиальных общих вопросах, но я очень либерален в частностях». По мнению профессора Сюкияйнена: «Современный фикх развивается в направлении «учета целей», т.е выявления тех целей, для которых фикх и существует, а не формального следования традициям. Фикх должен «откликаться» на то, что происходит вокруг, отвечать реальным потребностям человека. Такие интеллектуальные концепции в настоящее время разрабатываются, но для того, чтобы они стали частью нашей жизни должно пройти какое-то время – это длительный процесс. Не надо забывать и о том, что мусульмане живут не только по шариату, но и по адату».

В этот же день состоялись лекционные занятия, которые провели председатель Совета улемов ДУМ Нижегородской области Мунир Беюсов по теме «Плюрализм (ихтиляф) или единобразие: богословский дискурс» и Марат Хайретдинов – тема «Развитие богословия как объективный процесс».

26 октября состоялась лекция имама Московской Соборной мечети, кандидата исторических наук, Ислама хазрата Зарипова. Хотя лекция и называлась «Богословская проблематика татарского богословского наследия», речь шла и о российском богословском наследии в целом.
«Исламу присущ демократизм, плюрализм мнений, естественно, не в основополагающих фундаментальных вопросах. В один и тот же временной период на территории России были представители богословской мысли, взгляды которых могли отличаться. Поэтому моя лекция – не «проповедь», а обзор российской богословской мысли прошлых веков» - так характеризовал тему занятия Ислам хазрат. Он напомнил, что ислам в России насчитывает более чем 1000-летнюю историю. Еще во времена праведного халифа Умара на территории нынешней России в Дербенте (Дагестан) появились первые мусульмане, среди которых были и сподвижники Пророка (Мир Ему) [сахабы]. Там находится одна из трех самых древних в мире мечетей, существовали арабские поселения. Для Северного Кавказа была характерна арабоязычная традиция. Местные богословы писали на арабском языке. В Средней Азии и в Поволжье сложилась персоязычная и тюркоязычная традиция написания богословских трактатов. Ислам в Средней Азии распространялся очень быстрыми темпами. Бухара стала одним из признанных центров исламской науки. Во всем исламском мире поныне широко известны и глубоко почитаемы ученые-богословы Бухары - Мухаммад Имам ал-Бухари, Абу Хавси Кабир, Сайф-ад-Дин Бохарзи, основоположник тариката Накшбандия-Мухаммад Баха-ад-Дин Накшбанд, имам ат –Тирмизи, учившийся, в том числе и в Бухаре.
«Многими принимается хадис, в котором сказано, что каждые сто лет будет появляться муджаддид (обновитель, реформатор). Это понятие существует во всем исламском мире» - сказал Ислам Зарипов, предваряя рассказ о татарских богословах и просветителях – представителях джадидизма. «Они начали с реформы образования как основы богословия» - подчеркнул он. Изменилась методика и методология преподавания и даже «оснащение» учебных заведений – появились парты и «доски», как в европейских школах, гимназиях и университетах, что облегчило учебный процесс. Появились учебники. Ярчайшие представители джадидизма – Шагабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдинов, Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди. Мусульмане «получили доступ» и к светским дисциплинам, в том числе изучению иностранных языков. Среди выпускников «новометодных» медресе появились и те, кто успешно продолжил образование в Сорбонне и других знаменитых европейских вузах. Особенно актуальной была лекция Ислама Зарипова в преддверии Международной теологической научно-образовательной конференции, носящей имя Галимджана Баруди, в которой 30 октября слушатели курсов также примут участие.
Также 26 октября член Совета улемов ДУМ РФ, преподаватель Корана, фикха (мусульманского права), хадиса, тафсира (толкования Священного Корана), Ильяс Ганиев рассказал о деятельности Совета улемов и фетвах, принятых на расширенном заседании Совета улемов.
Лекция Мунира Беюсова была посвящена ахляку в современном контексте.
В пятницу, 27 октября слушатели курсов повышения квалификации «Современные проблемы исламского богословия» посетили главную мечеть России – Московскую Соборную мечеть.

Перед джума-намазом в конференц-зале главного мусульманского храма страны состоялась беседа слушателей курсов с Шамилем Арслановым – руководителем отдела по работе с военнослужащими, правоохранительными органами и тюремного служения ДУМ РФ и гостем из Татарстана – специалистом отдела дагвата ДУМ РТ Марселем Мингалиевым. Во время встречи речь шла о «тюремном служении» и проблемах, связанных с посещением исправительных учреждений. «Кто может посещать СИЗО и ИК, тюрьмы? Какую литературу и исламскую атрибутику можно передать заключенным? Как добиться разрешения на организацию мечети или молельной комнаты в ИК? – это лишь часть наиболее актуальных вопросов, из числа тех, что были заданы Шамилю хазрату и Марселю хазрату.
Немаловажно то, что участники встречи не только задавали вопросы, но и делились своими наработками в области духовного окормления заключенных.
Было отмечено, что представителям региональных мухтасибатов, духовных управлений и мусульманских общин необходимо активно сотрудничать со структурами ФСИН на местах, принимать участие в деятельности Общественных советов при ФСИН. Инициатива должна проявляться на местах, в свою очередь ДУМ РФ всегда готово оказать поддержку деятельности региональных духовных управлений и мусульманских общин. Об опыте тюремного служения ДУМ Татарстана рассказал Марсель Мингалиев. Обсудили «литературную тему» - очень часто не все книги, которые пытаются передать верующим имамы, разрешены в местах лишения свободы. Очень часто под запрет попадает и Коран на арабском языке. Шамиль Арсланов заверил, что в настоящее время готовится к выпуску специальное издание Священной книги мусульман, которая по согласованию с ФСИН будет допущена во все исправительные заведениях России.
После совершения джума-намаза в Московской Соборной мечети, слушатели курсов на автобусах отправились в недавно открытый исламский Культурный центр «Дар». Здесь состоялся праздничный пятничный обед с традиционным пловом, а затем экскурсия по Культурному центру.
Об истории создания единственного подобного мусульманского культурно-просветительского учреждения в столице и его многогранной деятельности рассказал муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов. Гости были восхищены тем результатом, которого добились сотрудники Культурного центра. В самом сердце Москвы существует центр, где занятия по интересам может найти любой человек – в возрасте от 5 лет до ста. Курсы, лекции, лектории, секции, кружки по интересам, прекрасно оборудованный молельный зал, конференц-зал, библиотека, спортивный зал – все это собрано в одном гостеприимном доме (сайт http://centerdar.ru/).
После посещения центра была поведена обзорная экскурсия по Москве.
В субботу и воскресенье 28-29 октября прошли лекции доктора философских наук, профессора Тауфика Ибрахима - «Исламская теология и научная картина мира», Азата хазрата Шарипова - «Понятие «нововведения» в трудах исламских богословов», «Методика работы по профилактике экстремизма и радикализма в молодежной среде», «Формула веры Абу-Ханифы как залог терпимости в современном обществе», Рафика хазрата Миниахметова - «Апологетика ханафитского масхаба», «Проблема соотношения понятий «таклид» и «тахкик»».
30 октября слушатели курсов примут участие в Х Международных научных чтениях имени Галимджана Баруди.
Галимджан Баруди (1857-1921) вошел в историю тем, что был первым свободно избранным муфтием российских мусульман (1917) и основал знаменитое медресе "Мухаммадия", в котором наряду с богословскими стали преподаваться и "светские" науки" - арифметика, география, философия, юриспруденция, психология и другие. Муфтий скончался в 1921 г. в Москве, организуя работу Духовного управления в деле борьбы с голодом в Поволжье и Приуралье. В 2017 году мусульманская общественность отмечает 160-летие со дня рождения Баруди и 100-летие его исторического избрания на пост муфтия.
Научные чтения, носящие имя Галимджана Баруди, были основаны Московским исламским институтом 10 лет назад и традиционно фокусируются на теме развития мусульманской системы образования, включая исламские вузы. Тема чтений в 2017 году - «Исламская теология и академическое исламоведение: сотрудничество и перспективы развития».
Появится ли в России диссертационный совет по исламской теологии? Соперниками или союзниками являются светское исламоведение и богословские науки? Что будут изучать дети мусульман в рамках предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России"? Эти вопросы обсудят муфтии и ученые.
В рамках чтений запланированы заседания по темам - «Отечественная богословская школа: изучение с теологической и академической точек зрения», «Роль молодежи в развитии духовной среды и деятельности религиозных организаций», «Актуальные вопросы преподавания религиозных культур в школе (в рамках курса ОРКСЭ и предметной области ФГОС ОДНКНР)» и др. Ключевым спикером станет председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации и Совета муфтиев России Муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
В программе чтений - презентация новейших изданий по богословию, истории и культуре мусульман, а также учебных пособий. Это, в том числе энциклопедический словарь «Ислам на Северо-Восточном Кавказе», поэтический сборник «Тебе, восток, я шлю привет... Исламский Восток в зеркале русской поэзии», иллюстрированная научная монография о жизни и деятельности одного из авторитетнейших имамов советского времени - имам-хатыба Московской Соборной мечети Ахметзяна Мустафина «Ахметзян Мустафин: из истории ислама в СССР», религиозно-философский сборник «Исламская мысль: традиция и современность», Альбом-календарь «Муфтии Российского государства: от империи к федерации», представляющий портретную галерею российских муфтиев начиная с конца XVIII века и вплоть до начала XXI века, написанную по заказу Издательского дома «Медина».
Напомним, что организатором курсов повышения квалификации является Централизованная религиозная организация Духовное управление мусульман Российской Федерации, Московский исламский институт совместно с Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова (Институт стран Азии и Африки).

 
По теме
                          Русский религиозно-политический мыслитель, автор концепции философии свободы и философии средневековья.
В далёкие времена славяне свято чтили древние традиции. Важным временем для жителей Древней Руси был переход от зимы к весне, а для этого  необходимо щедро задобрить старинных богов.
Загадки и сказки Успенского Погоста - Газета Маяк Старинному Успенскому Погосту, расположенному в южной части Вязниковского района, посвятил книгу столичный священник Илья Воронков.
Газета Маяк
Курсанты 3-го курса посетили Владимирскую областную научную библиотеку - ВЮИ ФСИН Куратор 30-й учебной группы профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин юридического факультета подполковник внутренней службы Иванна Дерен организовала выезд курсантов на просмотр фильма «Тайна пр
ВЮИ ФСИН
Фото: МЧС Владимирской области 19 марта в четвертом часу утра в МЧС России по Владимирской области поступило сообщение о пожаре в многоквартирном жилом доме на улице Ногина в Коврове.
ТРК Губерния-33
Как не заболеть? - ОЦОЗ и МП На этой неделе говорим об инфекционных заболеваниях. Как известно, возникают они при наличии болезнетворных микроорганизмов и передаются от зараженного человека здоровому.
ОЦОЗ и МП
После стабилизации состояния девочку перевезли в Москву Виктория СУХОВА фото со страницы ОДКБ в ВКонтакте Редкое заболевание — красную волчанку — диагностировали у подростка владимирские врачи.
Комсомольская правда
Александр Авдеев поставил задачи по социально-экономическому развитию Владимирской области в 2024 году - Администрация области Губернатор Александр Авдеев в ходе своего отчёта перед депутатами Законодательного Собрания обозначил задачи Правительства Владимирской области на ближайшую перспективу.
Администрация области