Органами прокуратуры Владимирской области проведена проверка соблюдения законодательства организациями торговли и общественного питания при продаже мясной продукции.
В связи с неблагоприятной эпизоотической ситуацией по африканской чуме свиней, сложившейся в регионе начиная с 2016 года, надзорные мероприятия в указанном направлении осуществляются органами прокуратуры области на регулярной основе. Всего в истекшем периоде 2017 года выявлено свыше 300 нарушений, внесено 157 представлений (из которых 72 рассмотрены и удовлетворены, 53 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности), возбуждено 115 дел об административных правонарушениях.
В управлении Россельхознадзора выявлено, что не в каждом случае выдаются предписания об изъятии из оборота опасной пищевой продукции, ее уничтожении (утилизации), а также по устранению иных нарушений в сфере ветеринарии. Нередко его сотрудники выходят за пределы возложенных полномочий при возбуждении административных производств, что впоследствии приводит к избежанию лицами, виновными в нарушении закона, предусмотренной ответственности и совершению определенных действий. Выявлены факты незаконного привлечения лица к административной ответственности.
Распространены факты направления постановлений по делам об административных правонарушениях лицам, привлеченным к административной ответственности, с нарушением предусмотренного ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ трехдневного срока. Проверкой, инициированной прокуратурой области в управлении Россельхознадзора в текущем году, установлено, что, начиная с 01.01.2017, в государственный орган из департамента ветеринарии поступила информация, содержащая сведения о гибели сельскохозяйственных и диких животных (свиней и кабанов) в 27 эпизоотических очагах АЧС. Вместе с тем, управление Россельхознадзора контрольно-надзорные мероприятия в эпизоотических очагах не проводило, внеплановые документарные и (или) выездные проверки (в том числе, в целях установления причин возникновения вспышек АЧС, оценки соответствия свиноводческих объектов ветеринарно-санитарным требованиям, определения достаточности объема выполненных животноводческими хозяйствами ветеринарно-профилактических мероприятий) не организовало.
При этом прокурорской проверкой непосредственно в эпизоотических очагах АЧС в КФХ Авакян Б.Р. и ООО «Борисовское» (данные субъекты предпринимательской деятельности осуществляли реализацию свинины в торговые сети), карантин в которых введен Указом губернатора области от 25.08.2017 №88, выявлены грубейшие нарушения ветеринарно-санитарных правил, свидетельствующие о непринятии хозяйствующими субъектами мер по предупреждению и профилактике АЧС.
Проверкой установлено, что в ноябре комиссией департамента ветеринарии администрации области выполнено обследование КФХ Авакяна Б.Р. ООО «Борисовское». По результатам обследования незаконно составлены акты, в которых сделан вывод об отнесении к IV компартменту. Данный акт согласован управлением Россельхознадзора без каких-либо замечаний. Однако в ходе прокурорской проверки установлено, что в хозяйствах не использовались корма и кормовые добавки, подвергнутые стерилизующей обработке, термообработке (гранулированию). Наряду с этим, прокуратурой области во втором полугодии 2017 года выявлены нарушения при реализации департаментом ветеринарии полномочий в сфере предупреждения и профилактики АЧС.
В нарушение указанных требований на всех созданных в регионе контрольно-пропускных постах отсутствовали пароформалиновые камеры для обработки одежды. В ряде личных хозяйств Петушинского района круглосуточное дежурство с привлечением сотрудников органов внутренних дел департаментом ветеринарии на момент прокурорской проверки не организовано.
Круглосуточное функционирование контрольно-пропускного пункта возле д. Крутец Киржачского района также своевременно не обеспечено.
Прокурорами установлено, что решением санитарно –противоэпидемической комиссии администрации Петушинского района от 10.07.2017 в отсутствие каких-либо объективных причин из границ угрожаемых зон исключен ряд населенных пунктов Петушинского района.
Прокуратурой Гороховецкого района установлены нарушения в деятельности должностных лиц Гороховецкой районной станции по борьбе с болезнями животных» при отборе проб в целях проведения диагностических исследований на АЧС. Прокурорская проверка показала, что в личном подсобном хозяйстве Валлиулова М.З. в д. Быкасово Гороховецкого района произошел падеж 15 голов свиней, в личном подсобном хозяйстве Якунина А.В. в д. Федорково – падеж 7 голов свиней. Однако сотрудниками учреждения отбирались и направлялись анализы лишь от 2 голов свиней.
Прокурорские проверки свидетельствуют о том, что распространенный характер носят нарушения ветеринарно-санитарного законодательства в деятельности хозяйствующих субъектов, связанные с реализацией мясной продукции в отсутствие ветеринарно-сопроводительных документов, а также при наличии запретов на ее реализацию в условиях карантина в связи со вспышками АЧС. Так, Гороховецкой прокуратурой выявлены факты реализации ИП Петросяном Г.Р. и ИП Прусовым А.С. на Гороховецком городском рынке продукции животноводства без ветеринарно-сопроводительных документов. Ковровской прокуратурой при проверке торгового лотка ИП Караева Р.К. установлено, что на реализации находилось неупакованное порубочное мясо свинины (полуфабрикаты) без указания даты выработки, при этом представленное ветеринарное свидетельство от 14.09.2017 выдано ИП Караеву Р.К. только на продажу мяса свинины охлажденного в полутушах, а не на указанную мясную продукцию.
Прокуратурой города Владимира установлено, что у ИП Енина А.А., занимающегося реализацией продукции животноводства в торговом центре «Слобода» на витринах находилось не упакованное вымя говяжье, рубцы говяжьи очищенные, трахеи говяжьи без ветеринарно-сопроводительных документов. Аналогичные нарушения зафиксированы городской прокуратурой в деятельности ООО «Алмас» (кафе «Караван»), а также Александровским (ИП Макарцев В.М., ИП Платонова Л.Б., ИП Гридин В.В., ИП Арутюнян-Миронова А.А., ИП Балашова С.В., ИП Хакимов Н.Б.), Гусь-Хрустальным (ИП Аванесян В.А.), Муромским (ИП Круглова Н.И., ИП Смирнова В.Ф., ИП Ларюшкина Р.Е.), Селивановским (ИП Головацкая Л.Н.), Собинским (КФХ Абилелов М.А.), Гороховецким (ИП Асрян Л.А., ИП Тараканова Е.А.), Петушинским (ООО «ЭнергоБит», ИП Алексеева Р.Н.), Юрьев-Польским (ИП Габдулгалиев Р.Н.), Камешковским (ИП Кувин С.Г., ИП Мамедов З.М.) прокурорами, а также Владимирским прокурором по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (ИП Мирзаев П.Ш.). В Камешковском районе выявлено, что несмотря на карантин, введенный в 89 квартале Судогодского участкового лесничества (Судогодский район), ИП Абрамова И.А. продавала мясо свинины непромышленного изготовления в разрубленном виде в д. Пенкино Камешковского района (во второй угрожаемой зоне).
Распространенный характер носят нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства при продаже мясной продукции. Кольчугинской прокуратурой установлено, что в ООО «Борисовское» не соблюдаются требования о необходимости прохождении обязательных предварительных профилактических медицинских осмотров при поступлении на работу, в торговом ларьке ООО «Борисовское» не обеспечены условия для обработки (мытья) инвентаря, соблюдения личной гигиены. Владимирской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в магазине «Продукты от фермера» (ИП Мирзаевой П.Ш.) установлено, что на мясо (свинина и говядина), реализуемое в магазине, в момент проверки находилось на рабочем столе при температуре + 25 град., дверные проемы не засетчены от насекомых.
Прокуратурой города Владимира установлены многочисленные нарушения технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», «О безопасности пищевых продуктов» в деятельности хозяйствующих субъектов (ИП Селифанов Н.Н., КФХ Ларионов Е.В., ИП Чеботарева Ю.В., ИП Тищенко Т.В., ИП Карташова Н.П., ИП Лебедева Л.П. и др., всего – у 21 юридического лица и ИП), реализующих мясную продукцию на Центральном городском рынке города Владимира (разруб мясной продукции проводился в помещении рынка, при температуре не соответствующей требованиям технического регламента, на деревянных пеньках, прикрытых картоном, хранение мясной продукции в холодильной камере осуществляется на полу без поддона, подтоварника, замороженная продукция хранится совместно с охлажденной, реализация мяса осуществляется на материале, не предусмотренном на данных целей).
Прокурорскими проверками выявлены факты несоблюдения температурных режимов хранения мясной продукции на предприятиях торговли и общественного питания, а также продажи мясных изделий с истекшими сроками годности.
Состояние законности в сфере реализации организациями торговли и общественного питания мясной продукции и осуществления надзора в данном направлении уполномоченными государственными органами находится на постоянном контроле прокуратуры области.