Какой русский не любит быстрой езды? На снежной трассе под Владимиром состязались в скорости «Жигули», «Ижи» и даже «Запорожцы».
Открытый чемпионат Владимира по категории ралли-спринт среди любителей проводится уже в седьмой раз, из них четвертый – зимой. В соревнованиях принимало участие более тридцати пяти человек, причем не только из Владимирской области, но и из Нижнего Новгорода, Москвы, Рязани и Ижевска. Не только желание попетлять среди сугробов заставляет спортсменов ехать издалека. Для них это и подготовка к более серьезным соревнованиям, и проверка автомобилей, и общение со старыми единомышленниками, и новые знакомства.
Самая популярная машина на трассе – «восьмерка» и «Калина»: у них самые дешевые запчасти, да и сами модели, по словам спортсменов, удачные. Для непосвященного гоночный автомобиль иногда выглядит четырехколесной иллюстрацией поговорки «без слез не взглянешь». Но на самом деле в каждый из них вложена бездна труда, времени и денег. Сначала машину разбирают до кузова, проваривают, красят и собирают заново. Обычно только кузов и остается прежним: тормоза, подвеску, коробку передач, двигатель устанавливают такие, чтобы превратить вчерашнее ведро с гайками в грозу дорог.
Евгений Юкачев из Мурома, как и большинство гонщиков-любителей, в повседневной жизни ездит на иномарке, на гонках – на ВАЗ-2108. «К разным гонкам она готовится по-разному, – рассказывает он о своей машине. – Зимой избыточная мощность не нужна, требуется только доработка трансмиссии, еще у меня ради безопасности поставлены спортивные сиденья. Летом, конечно, нужен форсированный мотор, другая подвеска, рычаги и т.д. Всем этим я занимаюсь сам. В автоспорте я уже лет десять и успел поучаствовать в гонках по всей России, от Москвы до
Сочи. Это хобби, это азарт, огромный позитив, куча друзей, ну, и возможность путешествовать, конечно».
Самая интересная часть соревнований – ЗАЗ-гонка: на трассу выходят автомобили владимирского «Клуба любителей «Запорожцев». Вообще-то «горбатые» и «ушастые» обычно зимуют в гаражах, но перед искушением ввязаться в авантюру члены клуба не устояли. «Зима – глухой сезон, у нас в это время ничего не происходит, – объяснил основатель клуба Артем Зинин. – А в Питере, например, зимние ЗАЗ-гонки проходят каждый год. В результате когда мы услышали о соревнованиях, то тоже решили ехать».
Чтобы исключить минимальную вероятность столкновения, все участники чемпионата стартуют с противоположных концов трассы. Сама дорога такова, что на ней заносит и опытных гонщиков. Но Василий Елисов, самый старший участник соревнований, на своем ЗАЗ-68 с пятнадцати летней историей проходит все повороты быстро и безошибочно. «Я не обращал внимание на скорость, – рассказал он после финиша. – Наверное, мог бы и быстрее, машина хорошо меня слушается. Но перед стартом мне надели шлем, это было непривычно, и поэтому я сдерживался. Вообще, в зимних гонках я участвую в первый раз, но мне понравилось: есть в этом какое-то… настроение!»
СКАЗАНО:
Михаил Карелин, председатель совета Федерации автомобильного спорта Владимирской области:
– Любительский автоспорт начал развиваться после долгого затишья: кроме чемпионата по кольцевым автогонкам, это и автослалом – он проводится два года подряд, в прошлом году был полноценный сезон, и зимние трековые гонки, в этой дисциплине мы планируем Открытый чемпионат Владимирской области. Мы также готовимся провести миниралли в Ивановской, Ярославской и Владимирской областях. Наши спортсмены участвуют в этапах Кубка России и на различных чемпионатах, причем неплохо показывают себя. Как обычно, проблема только в финансах – поддержки на областном уровне мы не получаем: к примеру, в бюджете нового года на автоспорт выделяется ноль рублей, а на чирлидинг, танцы с помпонами – 20 тысяч. Так что все держится на голом энтузиазме, а в связи с кризисом, который вызвал подорожание всего, его остается все меньше.
ЦИФРА:
180 лошадиных сил – мощность мотора, установленного на переделанных для гонок «Жигулях»