Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета

Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета
Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета
Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета
Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета
Владимирский епископ разделил участь Томаса Бекета
Фото: www.prizyv.ru
Ему отрезали язык и правую руку, выкололи глаза, а потом отсекли голову Николай Фролов

Весной 1172 года, то есть 845 лет назад, произошло невиданное событие – епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Феодор II был зверски казнен.

За всю многовековую историю нашего Владимирского края православный владыка не становился жертвой столь жестокой расправы. Епископ Феодор, вошедший в историю с прозванием Белый Клобучок, оказался жертвой собственного неумеренного честолюбия и заложником большой политической игры, в которой участвовали Константинополь, Киев и Владимир. В православных хрониках и церковных синодиках имя опального архиерея было предано забвенью.

Большая игра

В отличие от почти всех архипастырей XII столетия, которые являлись греками и выходцами из Византии, владыка Феодор был родом из Киевской Руси. Он приходился братом знатному киевскому боярину и тысяцкому Петру Бориславичу, который вел собственную летопись и, по мнению известного историка академика Бориса Рыбакова, мог быть автором «Слова о полку Игореве».

Будущий епископ Феодор принял иноческий постриг в Киево-Печерском монастыре. Имея знатное происхождение и связи в церковных трудах (в числе его родни был первый епископ Смоленский Мануил), монах из боярской семьи стал лично известен князю Андрею Юрьевичу Боголюбскому. Покидая Киев в 1155 году, Боголюбский позвал с собой в Залесскую землю и энергичного инока Феодора, сделав его игуменом одного из суздальских монастырей.

В ту пору Владимир входил в состав Ростово-Суздальской епархии. Ее духовный владыка епископ Нестор жительствовал в Ростове, и политику князя Андрея, стремившегося возвысить новую столицу в противовес старым городам и их боярству, не поддерживал.

Князь попытался сместить неугодного архиерея, оказывая давление на киевского митрополита, но преемник Нестора епископ Ростовский Леон оказался еще хуже. Упрямый и фанатичный владыка вскоре поссорился с князем Андреем, и тот стал подбирать новую кандидатуру.

Игумен из аристократической семьи показался Андрею Юрьевичу наиболее подходящей фигурой для епископской хиротонии. В 1162 году князь отправил в Константинополь посла Якова Станиславича, прося Патриарха Луку Хрисоверга отделить Владимир от Ростовской епархии, учредить в нем отдельную митрополию и поставить митрополитом Феодора. Патриарх отказал, но князь Андрей своей властью нарек суздальского игумена владыкой. Фактически, Феодор с середины 1160-х гг. получил власть епархиального архиерея, имея резиденцию в Суздале.

Миссия в Византию

Феодор, противореча ортодоксальным грекам, выступал за отмену постов во все церковные праздники, выпадавшие на среды и пятницы. Данная проблема – невозможность попировать в праздничный день, была очень серьезной для наших предков.

В 1168 году великий князь Киевский Мстислав II Изяславич созвал собор из 150-ти духовных лиц для решения вопроса о соблюдении постов в праздники. От Андрея Боголюбского в Киев прибыл игумен Феодор. Он предложил участникам собора свести с митрополии Киевского митрополита-грека Константина II, поддерживающего учение о постах в праздники, и избрать нового первоиерарха.

Это разумное предложение, по сути исходящее от Андрея Боголюбского, с которым киевский князь враждовал, было отвергнуто. Тогда отец Феодор, очевидно заранее договорившись со своим князем, «со многим златом и сребром» отправился в Константинополь к Патриарху Луке Хрисовергу. Напористый и честолюбивый игумен стал убеждать Патриарха, что митрополита в Киеве уже нет, и настойчиво предлагал свою кандидатуру на митрополию. Но Патриарх не согласился.

Тогда Феодор стал выполнять «программу минимум». Поднеся богатые дары, он «начал прилежнее молити, глаголя, яко и в Ростове епископа несть, ныне убо постави мене епископа Ростову». Необходимость прямого поставления епископа Патриархом игумен Феодор обосновывал тем, что, мол, митрополита в Киеве нет и ставить архиереев там некому. Подействовали ли подарки или по иным соображениям, возможно, не желая ссориться с набиравшим силу Владимиро-Суздальским князем, Патриарх уступил и рукоположил Феодора в епископа Ростовского.

Строптивый игумен

В истории владыка Феодор известен с прозванием Белый клобучок. По-видимому, он присвоил себе право носить белый клобук – то, что тогда на Руси было позволено лишь митрополиту. Вероятно, этим Феодор стремился подчеркнуть свою независимость от Киева.

Не заезжая в Киев, епископ Феодор II отправился прямиком в Ростов и занял местную кафедру. Андрей Боголюбский, не желая открыто порывать с киевским митрополитом, убеждал владыку получить формальное благословение митрополита Константина II. Но Феодор отказался.

Между тем митрополит, узнав о происходившем, писал к духовенству Ростовской епархии, чтобы оно, пока Феодор не примет благословения у святой Софии киевской, не признавало его за епископа и не служило с ним. Послание митрополита произвело свое действие: не только духовные, но и миряне не стали брать благословения у Феодора. В ответ владыка начал запрещать священнослужение игуменам и священникам, велел запереть церкви во всем Владимире. Имеются противоречивые сведения, что епископ Федор не останавливался перед физической расправой с противниками, хотя, скорее всего, это клевета его врагов.

Историки считают, что одной из решающих причин падения Феодора стал его конфликт с влиятельным духовенством владимирского кафедрального Успенского собора. Он попытался завладеть его владениями и добром. В ответ соборный клир возглавил оппозицию владыке. Андрей Боголюбский несколько раз старался образумить прежнего любимца. Но Феодор, считая власть духовную выше мирской, не только не слушался, но укорял и порицал самого князя.

Трагический конфликт между князем Андреем Боголюбским и епископом Федором схож со столкновением английского короля Генриха II и архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета, причем эти события происходили почти в одно время – в третьей четверти XII столетия.

Выведенный из терпения упорством Феодора, князь Андрей приказал отправить его на суд к митрополиту, приговор которого был предрешен. Константин II, личный враг епископа Феодора, лишил его сана и сослал на остров под Киевом для покаяния. Но Феодор не желал каяться. Тогда митрополит приговорил его к смертной казни. Феодору отрезали язык и правую руку, выкололи глаза, а потом отсекли голову (по другой версии утопили с камнем на шее). Казнь состоялась 8 мая 1172 года. В синодики Ростовской и Владимиро-Суздальской епархий имя владыки Феодора не было внесено и святым он, в отличие от убитого в 1170 году по приказу Генриха II Томаса Бекета, так и не стал.

Зато памятником тем событиям стал политический памфлет златоуста Кирилла Туровского, известный как притча о слепце и хромце. Ее сюжет таков: богатый человек устроил виноградник, оградил его высокой стеной, сделал ворота и приставил к ним двух сторожей: одного хромого, а другого – слепого. Хозяин рассчитывал, что такие сторожа не смогут сами пользоваться его виноградником. Хромой не дойдет, а слепой заблудится и упадет в яму. Зато хромой увидит вора, а слепой услышит и почует его. Но сторожа перехитрили господина. Слепой посадил на себя хромого, указывавшего тому путь. Они пробрались в виноградник и украли урожай.

Притча снабжена толкованиями: хозяин виноградника – Бог Вседержитель; виноградник – Церковь; слепец и хромец – стражи и служители алтаря. Современники видели в героях притчи епископа Феодора II Ростовского и князя Андрея Боголюбского. В представлении святителя Кирилла «хромец» Феодор Ростовский толкает в бездну «слепца» князя Андрея.

И действительно, жестокая расправа над владыкой стала еще одним поводом для бояр ненавидеть слишком властного и сильного князя. И всего через два года «слепец» Андрей в свой черед оказался жертвой…

На иллюстрациях:

  1. Убийство Томаса Бекета
  2. Успенский собор в Ростове Великом. В XII веке на его месте стоял деревянный Успенский кафедральный храм – главный для Ростова, Суздаля и Владимира
  3. Древний белый клобук
  4. Притча о хромце и слепце. Фрагмент иконы
  5. Убийство Андрея Боголюбского
Николай Фролов

Этот материал написан специально для газеты "Призыв". Если он Вам понравился, поделитесь, пожалуйста, им в социальных сетях.

Show More
 
По теме
Во Владимирской области мужчина убил сожительницу за оскорбление - Сетевое издание Владимирские новости В Собинском районе мужчина убил сожительницу за оскорбление Следком и прокуратура по Владимирской области информируют, что в Собинке завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве сожительницы.
Сетевое издание Владимирские новости
27 миллионов за неделю перечислили аферистам жители Владимирской области - ТК Наш Регион 33 За прошедшую неделю сотрудниками органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировано 57 преступлений, совершенных в отношении местных жителей с использованием IT-технологий.
ТК Наш Регион 33
Выплаты ко Дню Победы - Газета Кольчугинские Вести Отдел социальной защиты населения по Кольчугинскому району информирует кольчугинцев, кто имеет право на ежегодную денежную выплату ко Дню Победы в Великой Отечественной войне.
Газета Кольчугинские Вести