В январе 2017 года бывший генеральный директор завода «Автоприбор» Алексей Мельников на заседании в Октябрьском суде города Владимира, философствуя над характерными чертами российского правосудия, провел параллель с временами сталинских репрессий. Известный во Владимирской области бизнесмен Алексей Мельников вспомнил своего предшественника на посту директора завода «Автоприбор», которого осудили в 1937 году по надуманным статьям. По приговору суда директора завода «Автоприбор» расстреляли в 1938 году.
«Получается, что я не первый директор завода «Автоприбор», который подвергается нападкам не потому, что он что-то нарушил, а потому, что так надо. Моего предшественника ровно 80 лет назад просто поставили к стенке через три месяца, а я уже 10 месяцев сижу, со мной еще пытаются разбираться. Очень гуманное у нас правосудие. Я доволен», - заявил в зале суда подсудимый Алексей Мельников .Мельников имел в виду Ивана Яковлевича Стасюка (1899-1938), возглавлявшего владимирский завод «Автоприбор» с 1932 по 1937 годы. По данным из исследования бывшего научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника Павла Шебанкова, Стасюк родился на Украине, в Волынской губернии, был участником революций 1905 и 1917 годов, окончил техникум и два ВУЗа в Ленинграде, а также курсы Красных хозяйственников и Ленинградскую промышленную академию, работал на железной дороге комиссаром, директором Ленинградского госзавода метеорологических приборов «Метприбор».
Строительство цеха завода «Автоприбор»Завод «Автоприбор» в городе Владимире Иван Стасюк возглавил в год его запуска в эксплуатацию в 1932 году. Для предприятия годы становления были тяжелым временем. Директора систематически разносили в пух и прах на совещаниях и в газетах, критиковали за все подряд: за болезни кроликов в заводском крольчатнике, за грязь в заводской столовой, за отсутствие автобусного сообщения между городом Владимиром и «Автоприбором», за рабочую командировку в США и за «подозрительные связи» там, за недооценку стахановского движения и за низкое качество выпускаемой продукции. Периоды громких осуждений сменялись временем похвал и поощрений: завод постепенно вставал на ноги.
«Автопробег Москва – Каракумы показал надежность советских автомобилей и шин, а вот спидометры владимирского завода вышли из строя и отсчитывали километры назад. Работники ГАЗа даже поместили на щиток вместо приборов наклейку "Нет годных приборов". Изготовляет завод "Автоприбор" г. Владимир. Это заставило коллектив завода принимать меры. К концу 1933 года позорная наклейка была снята.
За перевыполнение плана 1934 года трест точной индустрии премировал директора Стасюка, техдиректора Калинина, секретаря парткома Морозова и председателя завкома Николаева. А в 1935 году за лучшее обслуживание ГАЗа завод "Автоприбор" был награжден легковым автомобилем М-1», - пишет в своих исследованиях Павел Шебанков.
А потом наступил 1937 год - пора массовых сталинских репрессий, беспощадная борьба с «вредителями».
«Поиск врагов народа сжимал кольцо вокруг Стасюка. Были арестованы руководители ВОТИ (треста точной индустрии) Немов и Логинов, началась кампания против директоров владимирских заводов Лихтенбаума ("Химпластмасс" ) и Гроднера ("Грамзавод" ). Объявили "гнилой" практику Владимирского горкома партии и его секретаря Серова. Наступила очередь Стасюка», - пишет Павел Шебанков.Директор «Автоприбора» был арестован сотрудниками НКВД 22 июля 1937 года. Перед этим несколько месяцев Стасюка «полоскали» на заводских партийных собраниях, на заседаниях производственно-хозяйственного актива. Ход этих мероприятий детально описывался в местной прессе.
Так, в газете «Призыв» в мае 1937 года вышла статья «Чего не поняли руководители завода «Автоприбор». В ней говорится, как три дня на заводе рабочие обсуждали доклад Стасюка о работе предприятия:
«Хотя товарищ Стасюк и сосредоточил главное внимание на недостатках работы завода, однако не нашел большевистского мужества вскрыть причины этих недостатков. Дело в том, что причины скверной работы заключаются в негодных методах руководства, применяемых товарищем Стасюком. А об этом не любит говорить директор "Автоприбора"».Рабочие, писала газета «Призыв», три дня «уличали» Стасюка и других руководителей завода, в стремлении «замазать ошибки» и снять с себя ответственность за большое количество брака, в «потере бдительности», в нежелании прислушиваться к сигналам рабочих:
«Только политическим самоуспокоением и потерей бдительности — говорит слесарь-инструментальщик Алексеев — можно объяснить плохое качество приборов и массовый брак. Одна лишь партия брака, возвращенная Горьковским заводом в январе, достигает миллиона рублей. Смотря на плохое качество приборов и на огромный брак в условиях, когда завод имеет прекрасное оборудование, лучшее чем на американских заводах, и хороший коллектив работников, невольно напрашивается вопрос: "Как же товарищ Стасюк сдерживает свое обещание, данное в 1934 году, догнать и перегнать Америку, дать стране лучший в мире прибор?"».На руководителей завода возложили ответственность за медленное освоение производства новых приборов, за плохую работу конструкторов, а также за пьянство и профнепригодность.
«Конструкторам не выдаются командировки на другие заводы для обмена опытом. Конструкторы в своем большинстве работают плохо, но не хотят учиться ни теоретически, ни практически, в их рядах есть рвачество, разложение и пьянка, и с этим не борется начальник технического отдела товарищ Кособудский и руководители завода», - говорится в газете «Призыв» .Стасюку припомнили «недооценку стахановского движения», которое якобы было пущено на «Автоприборе» на самотек:
«Слесарь завода товарищ Крюков в своем выступлении заявил, что директор завода и главный инженер не хотят выполнять указания товарища Сталина о том, что нужно не только учить массы, но и учиться у масс. Известно, что к бывшему техническому директору Калинину нельзя было прийти в кабинет, он не хотел разговаривать с рабочими. Товарищ Стасюк считал это нормальным.
Говоря о слабом техническом руководстве со стороны главного инженера, товарищ Крюков привел такой факт: с января по 22 апреля Либенсон пробыл в командировках 40 дней, израсходовав 1.630 рублей. А помощник директора Нейман за этот же период ухитрился пробыть в командировках 66 дней, затратив 2.196 рублей. Спрашивается, когда же этим людям заниматься руководством завода».
Рабочие «Автоприбора» обвинил Ивана Стасюка в политическом недомыслии и полном отрыве от масс:
«К сожалению, собрание актива ничему не научило товарища Стасюка. И в заключительном слове он не решился честно, по-большевистски признать свои ошибки и вскрыть истинные причины негодной работы завода. Он заявил, что одних только сигналов и выступлений ему недостаточно. «Дайте документ», - заявил Стасюк. Всю вину за плохое руководство стахановским движением директор решил свалить на начальников цехов. "Мое дело - только дать направление", - так понимает свою роль товарищ Стасюк. Все это наводит на грустные размышления».Через два месяца после кампании по травле директора завода «Автоприбор» Иван Стасюк будет арестован. Следствие «повесит» на него участие в антисоветской правотроцкистской организации и причастность к германской разведке. Расстреляют директора владимирского завода «Автоприбор» по решению Военной коллегии Верховного суда СССР 30 ноября 1938 года в городе Иваново. Там же на кладбище «Балино» находится его могила.
Источник публикации: зебра-тв: жизнь